Итальянский поставец XVII века – темно-коричневый, с барельефами рыцарей на дверцах. Охотничьи буфеты из загородных дворянских домов – с резными зайцами и букетами цветов.
Ампирное кресло-корытце с подлинной обивкой двухвековой давности. Вместительный крестьянский сундук, празднично расписанный цветами.
Сегодня эти молчаливые свидетели времени выстроились в ряд в экспозиционном зале Рыбинского музея заповедника.
Спасенные из дворянских и купеческих гнезд, бережно отреставрированные, сохраняемые при нужной температуре и влажности они ждут посетителей со среды по пятницу. Ждут, чтобы показать – как люди два-три века назад жили, как ценили комфорт и красоту, как менялись вкусы от эпохи к эпохе.
— Видите, подлокотники кресла завершаются фигурами лебедя? Значит, кресло ампирное, начала XIX века. Лебедь – символ супруги Наполеона, Жозефины. Мотив лебедя в те годы часто встречается в мебели, — поясняет Наталья Гарасева, специалист музея-заповедника.
Двери закрытого мебельного фонда впервые открылись для посетителей: гости увидят полсотни предметов старинной мебели и зеркала. «Некоторые из зеркал комплиментарны – неизменно всех стройнят», — улыбается специалист.
Одни предметы вызывают восторг и умиление, как например, воздушная ковка ширмы с ирисами в стиле ар-нуво.
Или буфет, чья поверхность собрана из настоящих рабочих пряничных досок. Кстати, их собрал у деревенских хозяек краевед Евгений Опочинин, а для сохранности и наглядности «инкрустировал» ими буфет.
Вторые поражают воображение размерами и основательностью. Символ гостеприимности — массивный стол на циклопических ногах — разбирался, чтобы за него уселась большая купеческая семья.
Дубовой резной стеной темнеют на выставке пять буфетов.
«Один такой буфет с огромной осторожностью и не менее огромными усилиями спускали из хранилища четверо грузчиков. Пожалуй, это одна из самых весомых выставок в музее», — смеется Наталья Гарасева.
Назначение третьих предметов заставляет напрячь фантазию. Небольшой металлический самовар без трубы оказывается винным фонтаном, куда наливали охлажденное красное и белое.
Резная объемная балясина под два метра высотой – подсвечник.
Роскошный «скипетр» из белого камня с розовым навершием внезапно оказывается банальной керосиновой лампой.
Есть в экспозиции и предметы советского периода – их в музей пожертвовали сами рыбинцы. От зрителя их отделяют не века, а всего лишь 50-70 лет, но смотрится тот же телевизор не менее исторично – настолько он не похож на сегодняшнего собрата.
— Не зря в экспозиции телевизор и радио. На заре своей «карьеры» эти вещи не были привычными гаджетами, как сегодня. Это были дорогие вещи, объемные, стационарные, облицованные дорогими породами дерева. Они подчеркивали статус их владельца, — поясняет сотрудник музея.
Рыбинскую публику впервые знакомят с коллекцией мебели в объеме более полном, чем обычно представляют на выставках. Гости осознают специфику хранения, увидят работу хранителей фондов и музейных реставраторов.
— Приоткрываем музейное закулисье в надежде на диалог с публикой, с потенциальными спонсорами, специалистами, — комментируют в музее. — Познакомившись с коллекцией мебели, гости поймут, какие мы храним экспонаты, как пополняем коллекцию.