Главное Темы 8 июня 2022

Молчаливые свидетели эпох

Побывали на выставке старинной мебели в музее-заповеднике Рыбинска

Итальянский поставец XVII века – темно-коричневый, с барельефами рыцарей на дверцах. Охотничьи буфеты из загородных дворянских домов – с резными зайцами и букетами цветов.

Ампирное кресло-корытце с подлинной обивкой двухвековой давности. Вместительный крестьянский сундук, празднично расписанный цветами.

Сегодня эти молчаливые свидетели времени выстроились в ряд в экспозиционном зале Рыбинского музея заповедника.

справа — итальянский поставец (комод)  XVII века в стиле Ренессанс 

Спасенные из дворянских и купеческих гнезд, бережно отреставрированные, сохраняемые при нужной температуре и влажности они ждут посетителей со среды по пятницу. Ждут, чтобы показать – как люди два-три века назад жили, как ценили комфорт и красоту, как менялись вкусы от эпохи к эпохе.

— Видите, подлокотники кресла завершаются фигурами лебедя? Значит, кресло ампирное, начала XIX века. Лебедь – символ супруги Наполеона, Жозефины. Мотив лебедя в те годы часто встречается в мебели, — поясняет Наталья Гарасева, специалист музея-заповедника.

Двери закрытого мебельного фонда впервые открылись для посетителей: гости увидят полсотни предметов старинной мебели и зеркала. «Некоторые из зеркал комплиментарны – неизменно всех стройнят», — улыбается специалист.

Одни предметы вызывают восторг и умиление, как например, воздушная ковка ширмы с ирисами в стиле ар-нуво.

Или буфет, чья поверхность собрана из настоящих рабочих пряничных досок. Кстати, их собрал у деревенских хозяек краевед Евгений Опочинин, а для сохранности и наглядности «инкрустировал» ими буфет.

ширма, ар-нуво, фрагмент

Вторые поражают воображение размерами и основательностью. Символ гостеприимности — массивный стол на циклопических ногах — разбирался, чтобы за него уселась большая купеческая семья.

Дубовой резной стеной темнеют на выставке пять буфетов.

«Один такой буфет с огромной осторожностью и не менее огромными усилиями спускали из хранилища четверо грузчиков. Пожалуй, это одна из самых весомых выставок в музее», — смеется Наталья Гарасева.

Назначение третьих предметов заставляет напрячь фантазию. Небольшой металлический самовар без трубы оказывается винным фонтаном, куда наливали охлажденное красное и белое.

Резная объемная балясина под два метра высотой – подсвечник.

Роскошный «скипетр» из белого камня с розовым навершием внезапно оказывается банальной керосиновой лампой.

Есть в экспозиции и предметы советского периода – их в музей пожертвовали сами рыбинцы. От зрителя их отделяют не века, а всего лишь 50-70 лет, но смотрится тот же телевизор не менее исторично – настолько он не похож на сегодняшнего собрата.

— Не зря в экспозиции телевизор и радио. На заре своей «карьеры» эти вещи не были привычными гаджетами, как сегодня. Это были дорогие вещи, объемные, стационарные, облицованные дорогими породами дерева. Они подчеркивали статус их владельца, — поясняет сотрудник музея.

Рыбинскую публику впервые знакомят с коллекцией мебели в объеме более полном, чем обычно представляют на выставках. Гости осознают специфику хранения, увидят работу хранителей фондов и музейных реставраторов.

— Приоткрываем музейное закулисье в надежде на диалог с публикой, с потенциальными спонсорами, специалистами, — комментируют в музее. — Познакомившись с коллекцией мебели, гости поймут, какие мы храним экспонаты, как пополняем коллекцию.

ширма, классицизм, вышитый фрагмент

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме