13 июня 75-й день рождения празднует человек, без которого культурный ландшафт Рыбинска и всей Ярославской области был бы другим. Вероятно, не было бы хора «Соколята», который славит наш город на всю Россию и далеко за ее пределами, и замечательных хоровых фестивалей, да и нынешнее дружное хоровое движение, вероятно, было бы совсем другим. Валерий Алексеевич Тришин, хормейстер, дирижер, замечательный педагог.
Валерий Тришин — выпускник Горьковской хоровой капеллы мальчиков (ныне Нижегородский хоровой колледж имени Льва Сивухина) и Горьковской государственной консерватории имени Глинки. Вместе с супругой Эльвиной Пентиной он приехал в Рыбинск в 1972 году, чтобы возглавить хор мальчиков, организованный при дворце культуры «Радуга». За работу они взялись с большим воодушевлением, и очень скоро хор под их руководством вошел в число лучших в стране. Второй творческий сезон, а ребят уже пригласили на Центральное телевидение, где хор мальчиков записал 15 передач в цикле «Веселые нотки».
Рыбинские хористы много гастролировали. Спустя несколько лет в хор Тришина-Пентиной влились девочки. Творческие супруги готовы были горы сдвинуть ради развития хорового движения. Более того — они вдохновляли, заражали своими идеями других. Вокруг детского хора объединились завод приборостроения вместе с подведомственной «Радугой», первая музыкальная школа имени Чайковского, общеобразовательная школа №18. Мудрым руководителям хора удалось объединить ценные ресурсы: материальные, образовательные и возможность обучать хористов под одной крышей. Впоследствии при 18-й школе была создана своя музыкальная школа – четвертая, которую возглавил Валерий Тришин.
В 1975-м, в год пятилетия коллектива, с легкой руки Эльвины Пентиной и Валерия Тришина хор стал именоваться «Соколята» в честь Владислава Соколова — пожалуй, самого выдающегося музыкального деятеля, родившегося на рыбинской земле — хорового дирижера, композитора, народного артиста СССР, профессора Московской консерватории, лауреата премии Ленинского комсомола… Хормейстеры сами ездили к маэстро в Москву с предложением дать имя рыбинскому хору, и тот был глубоко тронут этим и с радостью согласился.
В 1986 году Тришин и Пентина принимают решение о переезде в Ярославль. А для «Соколят» сами ищут новых наставников с горящими глазами, которые могли бы подхватить начатое дело. И находят их в лице выпускников Нижегородской консерватории Сергея и Ларисы Шестериковых. Как видим, не ошиблись.
В Ярославле Валерий Тришин дает жизнь новому певческому коллективу — камерному хору «Глас». Но и с Рыбинском тесной связи не теряет — по-прежнему поддерживает «Соколят», выступает президентом фестиваля младших хоров «Посвящение Эльвине», который проводится в нашем городе уже 16 лет. Сегодня Валерий Алексеевич продолжает активную творческую деятельность. Он лауреат премии имени Собинова, международных хоровых конкурсов в Италии, Греции, Германии.
К юбилейной дате мы собрали для Валерия Тришина букет поздравлений. Своими воспоминаниями делятся его воспитанники, коллеги, единомышленники.
— В 1980 году я поступила в первый класс школы №18. Из четырех классов в параллели два были музыкальными. С третьего класса в числе талантливых детей попала в «Соколята». Хор у нас вел Валерий Алексеевич. Помню, что влюбилась в него с первого взгляда. Он был для меня настоящим волшебником: очень добрый, внимательный к каждому ребенку, с каким-то теплым чувством юмора. Он мог по-доброму подтрунивать, и это было очень забавно. Репетиции проходили на одном дыхании.
«Соколята» в то время пели огромный и очень разнообразный репертуар: детские, патриотические песни, классическую музыку. Уже будучи студенткой музыкального училища, я поняла, что мы пели шедевры русской классики: Танеева, «Соловушку» Чайковского, «Зимнюю дорогу» Шебалина на стихи Пушкина, «Весенние воды» Рахманинова на стихи Тютчева… Этого же принципа в подборе репертуара придерживаюсь и я как хормейстер сейчас.
Хор был самым любимым занятием, и я не мыслила себя без него. Не было никаких сомнений, что свою жизнь я свяжу именно с хоровым искусством. В 1986 году Валерий Алексеевич и Эльвина Михайловна уехали из Рыбинска, для меня это была настоящая трагедия. К счастью, они приложили все силы, чтобы найти достойных преемников. И хор принял в свои руки Сергей Алексеевич Шестериков.
Став хормейстером, в работе с детьми я стараюсь применять приемы, которыми пользовался Валерий Алексеевич: создать на репетициях доброжелательную, творческую атмосферу, чтобы ребята любили в хоре не только поездки, концерты, но и сами репетиции.
— Я пришел в хор в 1974 году. К тому времени Валерий Алексеевич Тришин вместе с супругой Эльвиной Михайловной два года руководили хором мальчиков. Даже ребенку было понятно, насколько они были воодушевлены! Недаром мы называли их вторыми папой и мамой. Они горой стояли за каждого пацана, кто пел в хоре. Знали, что у каждого из нас творится в семье, вытаскивали из разных передряг.
Они подарили мне великолепное детство: поездки в Москву на Центральное телевидение, гастроли, концерты… Даже репетиции всегда были как праздник. И конечно, в том, что любовь к музыке я пронес через всю жизнь, это их заслуга. После школы я поступил в Ярославское училище культуры, до сих пор пою в хоре, участвую в концертах. Я считаю, что заслуги Валерия Алексеевича огромны. Он глыба, оплот хоровой музыки Ярославской области!
— Кажется, это было в 1983 году. Вместе с хором «Соколята» и его руководителями Валерием Тришиным и Эльвиной Пентиной мы приехали в Москву, чтобы поздравить с юбилеем замечательного хормейстера, нашего земляка, именем которого назван хор, Владислава Геннадьевича Соколова.
Юбилейный концерт должен был состояться в одной из московских школ. Мы приехали заранее и сразу же попали в атмосферу подготовки праздника. Предконцертная суета, украшение зала, последние репетиции, расстановка стульев. Нашему хору дали несколько минут на сцене, чтобы попробовать акустику зала. И вот «Соколята», человек 30 детей возраста 10-14 лет, выстроились на сцене. После взрослых коллективов, представителей консерватории и других высших учебных заведений маленький детский провинциальный хор смотрелся очень невзрачно. Вместо концертной формы — обычный пионерский наряд: белые рубашки, гольфы и красные галстуки.
Валерий Алексеевич взмахнул рукой, и мы запели «Песню о песне». В нашем хоре в те годы был уникальный солист Саша Бегунов, блестящий дискант. И вот представьте себе, как в шумном суматошном зале послышалось фортепианное вступление, и зазвучал ангельской чистоты яркий мальчишеский голос. «Если ты мне дашь травинку, И тебе я дам травинку…»
Все присутствующие в зале замерли. Голос взлетал и звенел, хор подхватывал солиста, и невозможно было оторваться от этого чарующего звучания. После песни зал взорвался аплодисментами, и люди потрясенно спрашивали друг друга: «Кто это? Откуда эти дети?»
Конечно, на самом концерте Владислав Геннадьевич был очень тронут выступлением «Соколят». Он давно следил за нашими успехами, знал наших солистов и однажды сказал, что такие голоса могут проявиться только в российской глубинке.
Игорь Дербин, директор ДК им. Добрынина, Ярославль:
— Я очень рад, что есть хороший повод поговорить о таком замечательном, уникальном человеке как Валерий Алексеевич. Он всегда руководил прекрасными певческими коллективами, был в центре событий творческой, музыкальной жизни Рыбинска и Ярославля. И чем дольше мы, его воспитанники, живем, тем очевиднее становится масштаб его личности и его человеческие качества. При этом сам он остается скромным и очень спокойным человеком. Сколько я его помню, с самого детства, никогда не видел его раздраженным, говорящим на повышенных тонах. Он все делал очень уверено и спокойно.
В Рыбинске он создал уникальный коллектив — хор мальчиков. А ведь в то время было не так-то просто собрать мальчишек, увлечь их пением — им же надо бегать, играть в банки — а тут вдруг какой-то хор! За этим стояли колоссальные личные усилия, серьезная работа с детьми.
Помню интересный случай. Это были какие-то гастроли в Ярославле. Мы приехали с ночевкой и остановились в каком-то интернате в Брагино. Я тогда заболел. Горло, температура — ангина. Все ребята поехали на концерт, а меня уложили в кровать — так обидно было! После концерта все вернулись веселые, а Валерий Алексеевич подошел ко мне: «Ну как дела?» — и вдруг достает апельсин: «Игорюш, тебе надо сейчас кисленького съесть». Где он его достал в советские годы?! И вот этот апельсин мне запомнился на всю жизнь — несмотря на то, что у Валерия Алексеевича было, кроме меня, еще тридцать мальчишек, он не забыл про меня, подошел лично, поддержал.
Годы в хоре запомнились на всю жизнь. Пионерские лагеря, выступления, поездки в «Останкино». Это было чудо для нас, когда мы, простые пацаны из Рыбинска, вдруг оказались в самом центре Москвы, на Центральном телевидении! А потом несколько лет подряд на Восьмое марта наши «Соколята» «в телевизоре» поздравляли всех женщин страны. Это все благодаря Валерию Алексеевичу, конечно.
Он заложил в своих воспитанников правильный фундамент, большинство «соколят» стали замечательными людьми, многие сейчас занимают ответственные посты и делают хорошие дела. Думаю, Валерий Алексеевич — счастливый человек, раз он имеет столько благодарных учеников.
С юбилеем, дорогой Валерий Алексеевич !
Многая лета! Спасибо за всё и за всех!