В просторном помещении военно-исторического клуба «Вереск», как в музее, – масса интересного. Галерея грозных шлемов, стрелы с настоящими перьями, книги по средневековью. На стуле – предок бронежилета из Золотой Орды, хатангу дегель: из-за металлических пластин, вшитых внутрь жилета, он весит до 7,5 кг.
Потертые пропахшие дымом сундуки скрывают аутентичную глиняную посуду, палатки и прочие нужные для жизни в поле вещи. Выезжая на фестивали, реконструкторы везут с собой целый мир XIV века, доверху заполняя вещами автомобильный прицеп.
На столах ждут хозяев кольчуги, наручи и поножи. Клуб «Вереск» вернулся с ярославского фестиваля «Великое прошлое», куда ездили 15 рыбинцев, – там шел дождь, нужно срочно смазать быстро ржавеющие металлические части амуниции.
«Лучший друг реконструктора – чистящее средство», – смеется Мария Циколина, педагог центра «Солнечный», руководитель клуба «Вереск».
Но даже дождь не испортил настроение рыбинцам, ведь первый после долгой зимы выезд – всегда особенная радость. «Это еще и первый выезд после пандемии. Два года подряд фестивали отменялись, мы вдвое меньше выезжали. И очень скучали», – говорит Мария.
Мы пьем чай из глиняных самолепных чашек с толстым краем, Мария рассказывает, что в клубе наконец-то появились первые девочки-участницы боев. Теперь в «Вереске» даже мечтают завести боевую женскую пятерку, чтобы участвовать в турнирах.
Есть у рыбинского клуба, который реконструирует Золотую Орду времен Куликовской битвы, и еще одна мечта – лошади. На фестивалях над ордынцами из Рыбинска подшучивают коллеги из других городов. Кричат им: «Орда, где ваши кони?» Но лошади – очень затратное удовольствие.
Девушки, идущие в бой, – действительно большой прорыв для клуба. Обычно в «Вереске», куда берут подростков с 14 лет, юноши отвечают за сшибки, девушки за инфраструктуру, к примеру, помогают воинам снимать и надевать тяжелое снаряжение. Кстати, все костюмы – включая головные уборы, ремни и обувь – участники клуба мастерят сами, предварительно изучив источники – а как оно было у монголов в XIV веке?
— Часто подросток после первых месяцев в военно-историческом клубе уныло заключает: «Думал, буду великим викингом, а мне дали нитку с иголкой!» – шутит собеседница. – Из-за многопрофильности наше хобби считается самым полезным. Подросток здесь одновременно погружается в российскую историю и занимается спортом, учится жить на природе в палатке и готовить на огне, да еще и мастерит своими руками уйму нужных вещей.
Мария достает из угла грозное оружие – двухметровое копье. На нем пока нет безопасного навершия-шайбы, которое оставляет лишь синяки, не порезы. Защита обязательна для фестивалей, к примеру, стрелы укутаны в кожаные или полотняные мешочки. Копейщики на турнирах сходятся зубастой стеной – с мечом к таким не подойти.
«Да, настоящее средневековое оружие далеко от гуманности. Даже не сильное касание острого оружия на раз выбивало воина из битвы. С порезом голени, например, ты недолго навоюешь», – комментирует Мария. Впрочем, получить разок в игровой схватке неострым мечом или затупленным копьем тоже чувствительно. Ссадины у реконструкторов – обычное дело.
Прежде чем вступать в схватку, рыбинцы тренируются всю осень и зиму: в большом холле «Солнечного» или на полянке перед центром они учатся владеть копьем, сражаться на мечах.
— С сентября по май можно воспитать настоящего реконструктора с нуля, – говорит Мария. – Сразу даем новичку меч – неострый, но настоящий, идентичный историческому оружию по форме, весу, виду. Отрабатываем стойку, удары, блоки. Но самое главное, конечно же, практика. Многое ребята берут в бою. В сшибке с настоящим противником ты понимаешь больше, чем можешь понять за год в родных стенах.
Впереди у ребят целое лето, не меньше семи фестивалей. А самый главный выезд – осенью, на Куликово поле. Противников русичей – монголов – реконструируют по всей стране всего 4-5 клубов. Поэтому рыбинских ордынцев там будут ждать с особым нетерпением.