В конце 20-х годов молодая Советская республика начала перевооружаться и наращивать военную мощь. На смену либеральной политике НЭПа пришли пятилетки – планы индустриализации. Так, только в 1930 году развернули стройку 1500 объектов: заводов, электростанций, метро, железных дорог.
Развивать стали в том числе и авиационную промышленность, чтобы создать свой современный военно-воздушный флот. Еще с 20-х годов в СССР строили авиазаводы, разрабатывали модели самолетов и налаживали их серийный выпуск, открывали опытные конструкторские бюро.
Однако теперь потребовались не сотни, а тысячи самолетов – истребителей, бомбардировщиков, пассажирских. Скорость развития самолетостроения тормозил кадровый голод: требовались тысячи инженеров, которых негде было обучить.
В спешке создавали систему обязательного школьного и высшего инженерно-технического образования. В начале 30-х годов открываются авиационные институты в Москве, Харькове, Казани, Киеве, Новочеркасске.
11 июля 1932 года появился авиационный институт и в Рыбинске. Забегая вперед, расскажем: за 10 предвоенных лет институт подготовил для советского авиапрома 568 инженеров. Многие стали видными политическими деятелями, управленцами на производстве, учеными и педагогами.
РАИ окончили конструктор Павел Соловьев, чье имя сейчас носит РГАТУ, гендиректор «Рыбинских моторов» Павел Дерунов, замминистра авиапромышленности СССР Евгений Ворожбеев, директор рыбинской судоверфи Виктор Пекарш, директор Полиграфмаша Николай Федосов.
Так вот, в 1932 году рыбинский институт образовался, отколовшись от новочеркасского вуза.
— Новочеркасский авиационный институт (НАИ), конечно, располагал лабораторией по испытанию и монтажу двигателей и большим собранием иностранных авиадвигателей. Но для подготовки специалистов этого было недостаточно. Не было рядом с новочеркасским институтом главного — живого производства. НАИ расформировали, его факультеты превратили в вузы в городах с авиазаводами, – пишет рыбинский архивариус Елена Ваганова.
А в Рыбинске как раз работал авиазавод №26 – отличная база для студенческой практики. Читаем в отчете за 1932 год: «Заводские станки механического и ремонтного цехов далеко превосходят прочие предприятия – и по количеству, и по новизне, и по качеству. Мощный инструментальный цех, литейный цех и первоклассный термический цех – опора для подготовки кадров».
Студентам предоставили пользоваться металлографической и химической лабораториями рыбинского завода. Занятия по сопромату и материаловедению проводили в лаборатории механических испытаний материалов.
Позаботился завод и об учебных пособиях. Институту передали образцы моторов и уникальное оборудование для лабораторий, подарили всю заводскую техническую библиотеку, обеспечили чертежами двигателей. Из подарков сформировали моторную, измерительную и электротехническую лаборатории, физический и химический кабинеты.
Даже разместили институт неподалеку от предприятия – в бывшем коммерческом училище.
— Создание института рыбинцы приветствовали с большим энтузиазмом: город получал первый в истории вуз. Институту передали лучший в городе учебный корпус – здание бывшего коммерческого училища с просторными аудиториями, отлично оборудованными кабинетами, способными в будущем принять до 1500 студентов, – пишет Ваганова.
В первый же год здесь стали учиться 800 студентов. Кого готовил институт? На моторном факультете – инженеров-механиков по конструированию, исследованию, сборке и испытаниям авиадвигателей.
На технологическом факультете обучали инженеров-технологов по холодной обработке металлов резанием. Вечернее отделение готовило инженеров-технологов завода №26 – прямо без отрыва от производства.
Работали в институте кафедры математики и электроники, физики и химии, холодной обработки металлов резанием, деталей машин и теплотехники, сопромата и авиационных материалов, авиационных двигателей и литейного дела, иностранных языков.
Кто преподавал в новом вузе? В основном инженеры старой школы, выпускники дореволюционных университетов и институтов. Их приглашали из других городов, искали среди рыбинцев – школьных учителей и инженеров того же завода №26. Среди педагогов было 3 профессора и 13 доцентов.
Так, литейное дело преподавал профессор Александр Брезгунов, выпускник Петербургского горного института, в разные годы возглавлявший пять металлургических заводов юга России. Кафедру электротехники возглавил профессор Александр Персидский, преподававший в Варшавском политехническом институте.
Кафедру технологии авиадвигателя возглавлял доцент Алексей Сивай, выпускник киевского политеха. Кафедру высшей математики – Анатолий Лучинский, выпускник МГУ. Кафедру металлорежущих станков – Иван Базилевич, выпускник петербургского технологического института.
Впечатляющий преподавательский состав.
После учебы студенты не спешили расходиться по домам. В институте работали осоавиахимовские кружки: аэросанный, глиссерный, планерный. Студентам читали лекции по истории науки и литературе.
В духе времени учащиеся активно занимались спортом: 300 человек в 9 секциях. За физподготовку отвечал чемпион страны по классической борьбе Викентий Бацкевич.
Были в институте футбольная и хоккейная команды. В аэроклубе завода №26 будущие строители самолетов учились управлять летательным аппаратом и овладевали парашютом.
Занимались студенты и самодеятельностью: они пели и учились играть на домрах и балалайках. Оркестр народных инструментов и хор института выступали по всему городу, их охотно приглашали на предприятия и на праздники.
Студенческая агитбригада и драмкружок давали представления на городских заводах и фабриках, в колхозах Рыбинского района.
Кстати, о колхозах. Как раз в начале 30-х годов по стране прошел страшный голод. Хозяйствам остро требовались помощники – для быстрого сбора и переработки хлеба. Студенты РАИ взяли над колхозами шефство: помогали убирать урожай, чинили сельхозтехнику, разгружали зерно на рыбинских мельницах. И после их дружба продолжилась: будущие инженеры читали в клубах лекции, консультировали колхозных механиков.
События вуза освещали в многотиражке «За качество учебы». При институте работали столярная и сапожная мастерские.
Развитие института задержала Великая Отечественная война. Студентам пришлось встать к станкам завода №26 вместо ушедших на войну заводчан. Они учились в две смены: работавший утром вечером садился за книги и наоборот. Занятия все чаще прерывала воздушная тревога. В декабре 1942 года РАИ эвакуировали в Уфу. Многие студенты и преподаватели ушли на фронт.
Снова авиационный институт в Рыбинске открыли лишь спустя 13 лет, в 1955 году.
В основе статьи – материал Елены Вагановой, Госархив