«Когда я смотрела трудовую книжку отца – участника Великой Отечественной, удивлялась, как же это можно полвека проработать! И не заметила, как сама отработала столько же. Не верится…» – пожимает плечами Галина.
Она родилась в простой ярославской семье после войны – поздний ребенок. Мама – повар, отец – шофер. В школе Гале легко давались точные науки, девочка обожала решать задачи со звездочкой, занималась в кружках и участвовала в предметных олимпиадах. По итогам одной из них школьницу отобрали в заочную физико-математическую школу при МИФИ, там она проучилась два года. Галина мечтала связать профессию с вычислительной техникой, после школы собиралась поступать в ВУЗ Звенигорода вместе с одноклассниками. Но в последний момент ребята передумали, а одна в чужой город ехать она не рискнула.
— Тогда старший брат – инженер-механик – сказал мне: становись инженером, как я, будет у нас династия, – улыбается Галина.
Так будущий инженер-механик по двигателям внутреннего сгорания оказалась в ярославском технологическом институте. По успеваемости шла первой в группе, ее всегда ставили в пример. А потом случилась любовь – с одногруппником. На четвертом курсе сыграли свадьбу. Жили в одной комнатушке коммуналки вместе с родителями. И диплом писали один на двоих.
— Колдовали мы над двигателем. Я вела расчеты, чертила, а он воплощал в жизнь испытательную установку для него. Защитились на отлично и еще получили за двигатель медали ВДНХ.
Поскольку Струковы оба занимались исследовательской деятельностью, их дальнейший профессиональный путь лежал в экспериментальных цехах Ярославского моторного завода – дипломированных специалистов там уже ждали. Но был важный для молодой семьи нюанс – отдельного жилья сотрудникам не давали. И тут с интересным предложением к молодоженам обратился ректор ЯТИ Николай Крейцберг, до этого два года возглавлявший Рыбинский завод приборостроения.
— Спрашивает нас: где живете? У меня письмо есть из Рыбинска, заявка на пять человек, жилье дадут – думайте. Конечно, мы поехали. Только думали, отработаем три года и вернемся, а задержались на всю жизнь, – рассказывает Галина.
Молодых инженеров взяли в ОГК-1, конструкторский отдел, который занимался авиадвигателями, – в нем только формировали группу по созданию снегохода. Руководил ей замглавного конструктора Владимир Иванович Волгин. Как раз шли испытания легендарного «Бурана», сначала с двигателем от Иж-Юпитер-3, затем – с двигателем РМЗ-640, сконструированным уже силами заводчан. А потом группу перевели в состав дизельного завода – в отдел главного конструктора В.И. Андреева.
В 1973 году после всех испытаний и одобрений снегоход пошел в серию. Тогда провели первое соревнование по снегоходному кроссу на «Буранах» среди испытателей.
Вначале небольшой их штат базировался на территории завода. Однако нужна была база ходовых испытаний. Создали её моторостроители собственными силами в районе деревни Кстово. И в 1979 году в Рыбинске был сдан первый в России испытательный центр снегоходов. В этот период численность отдела составляла около 129 человек.
— Коллектив молодой, активный, дружный, работали с огоньком. Первые в стране выпускали снегоходы, понятно, что были и сложности, но тем и интереснее! В выходные ездили в Кстово на субботники, рыли котлован под фундамент. Потом прокладывали трек.
К 1985 году предприятие выпустило около 15 тысяч снегоходов.
В массовое производство запустили и другие товары народного потребления: сепараторы – выпускали их долго, охотничьи топорики и даже роликовые коньки. Недолго завод выпускал авиадвигатели для небольших самолетов, первым получив сертификат на их производство.
Конструкторское бюро работало и над перспективой. В 1982 году был спроектирован одногусеничный снегоход «Икар». В конце этого же года – двухгусеничный снегоход с двумя управляемыми лыжами и закрытой кабиной, в 1984-м – спроектирован снегоход для тушения пожаров.
— Помню, как директор завода Павел Дерунов поставил задачу, чтобы первый «Икар» был собран к 1 января. У всех предновогодняя суета, а в цехах до поздней ночи кипела работа, а он, такой большой начальник, сам привозил конструкторам и рабочим ужин и спрашивал, чем может помочь. И ведь успели!
Случались и необычные эксперименты. В 80-м, например, на основе снегохода сделали косилку.
— В апреле-мае создавали до позднего вечера, детали делались на основном производстве, тут же на территории завода пробовали косить газоны, доводили до совершенства технику. А летом дружно поехали в подшефный колхоз Некоуза, – вспоминает Галина.
Сотрудничали рыбинцы и с кинематографом: по спецзаказу делали печку для Иванушки (она крепилась на Буран) и даже участвовали в съемках музыкальной комедии «Серебряное ревю» – в качестве каскадеров. От женской половины коллектива отправили Галину.
— Я рулила за главную героиню. Для тех, кто делал снегоход, было в порядке вещей на нем ездить, – улыбается она.
После декрета Галина занялась расчетами двигателя, трансмиссии, проектированием системы впуска-выпуска, глушителя, работала на испытательной станции. Но вскоре, как она и мечтала в юности, вычислительная техника нашла ее сама.
Когда в ИВЦ «Рыбинских моторов» началось переоборудование, прогрессивный руководитель Герман Дерунов притащил в свой отдел ламповые компьютеры, которые заменили специалистам пишущие машинки.
— В ОГК снегоходов конструкторский отдел современными компьютерами обзавелся одним из первых, даже на основном производстве их не было. Никто нас не учил, осваивали сами. У меня это получилось быстрее, поэтому Герман Павлович поручил мне заниматься с остальными сотрудниками. Многие сопротивлялись, но прогресс взял свое. Представьте, столько лет чертить на кульмане карандашом, а тут – в специальной программе.
В феврале 1999 года произошло долгожданное событие: из корпуса дизельного завода выехал снегоход нового поколения «ТАЙГА». Одногусеничный снегоход создали за год совместно с ленинградским филиалом Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики. Через год началось его серийное производство. Уже на новом месте – площадях бывшего ВМЗ.
— В одно прекрасное утро двухтысячного года Герман Павлович Дерунов, тогда главный конструктор, пришел и сказал: в 8:30 придут машины – грузимся и едем. Мы были в шоке, многие негодовали, что на новое место не хотят и уйдут. Но большинство, конечно, остались. Коллектив у нас всегда был дружным, – рассказывает Галина. – Нам нужно было закупить новые программы, связать воедино конструкторскую программу, управление производством и бухгалтерию. Я помогала их внедрять и осваивать. До сих пор этим и занимаюсь. Технологии не стоят на месте, упрощают нам жизнь, но и человек не должен отставать.
Конструкторский отдел, в котором вместе с Галиной работают более 40 инженеров-конструкторов, ведет параллельно несколько направлений по развитию модельного ряда как по снегоходной, так и по колесной тематике, занимается исследовательской работой.
IT- технологии используются на всех этапах «жизни» снегохода, от зарождения идеи до поддержки в обслуживании. Подход к проектированию принципиально изменился. Задолго до появления машины в железе ее цифровой двойник в 3D-среде уже ездит, прыгает и проходит всяческие испытания. Теперь конструкторы создают 3D-модель и просчитывают, как узел и целое изделие будет чувствовать себя в реальности. А два года назад совместно с МГТУ им. Баумана начали развивать тему цифровых двойников, когда часть испытаний, в первую очередь цикличных, заменяется на цифровые. Совместно разработан и выпущен опытный образец многоцелевого трехосного мотовездехода 6х6: двухместный шестиколесный утилитарный квадроцикл с полным приводом. Он отличается повышенной грузоподъемностью и проходимостью, позволяющей выполнять широкий спектр утилитарных задач. Начало серийного производства — 2023 год. Это первая в России машина с грузовой платформой, «с нуля» разработанная конструкторами методом цифрового моделирования.
В августе «Русская механика» запустила проект нового снегохода Frontier 2.0. В конце года представит новую версию мотовездехода РМ 800. Сейчас коллектив работает над легким снегоходом с четырехтактным двигателем Тикси 500Т.
За полвека, что Галина Струкова трудится на предприятии, на рынок выпущено более 500 тысяч снегоходов и 30 тысяч квадроциклов. Успех коллектива – это то, что вдохновляет инженера-конструктора работать даже будучи на пенсии.
— Любая работа должна быть сделана хорошо. Приятно, когда помогаешь коллегам, когда из непонятной поначалу задачи вырисовывается результат. Вроде бы и на заслуженный отдых пора, лет пять подряд я пишу заявление об уходе и остаюсь. Завод – моя жизнь.