После школьного выпускного юный спортсмен обычно не сворачивает с пути, выбирая профессию тренера. Когда спорту посвящено 10-15 лет, когда ребенок уже достиг немалых высот и продолжает идти дальше, это логичное решение. В России физруков учат порядка 250 вузов и колледжей.
Рыбинским спортсменам в этом плане повезло – им необязательно уезжать из дома. Профессию фитнес-тренера и учителя физкультуры они осваивают в профессионально-педагогическом колледже (РППК). Студент продолжает занятия спортом в родном спортзале с привычным наставником в сплоченном коллективе – и при этом живет дома, не тратя деньги на переезды и оплату съемной квартиры.
Сегодня в рыбинском колледже 198 студентов обучаются по специальности «Физкультура». Как правило, это рыбинцы, но есть и представители других городов. Учиться к нам едут из Тутаева, Мышкина, Некоуза, Костромы. И даже из Ярославля, где вообще-то есть педучилище и педагогический вуз.
— Ярославцы едут в Рыбинск к тренерам — у нас сильная секция шорт-трека, одна из успешнейших в стране. Не раз ярославские шорт-трекисты поступали в рыбинский педколледж, чтобы, получая у нас профессию, тренироваться в «Полете» – у лучших наставников, с сильными соперниками, – говорит Максим Шкунов, завкафедрой физкультуры РППК.
Сегодня в колледже учатся несколько звезд российского спорта, участники сборных России: Екатерина Румянцева, Ксения Бушкова, Егор Орлов, Даниил Леонов. Каково это – обучать спортивных знаменитостей, за плечами у которых победы в европейских и мировых турнирах? Чему их может научить колледж?
— Конечно, мы не учим Катю Румянцеву стрелять из лука, а Даню Леонова боксировать. У нас другая задача – научить их учить. Мы даем ребятам бесценную теорию: анатомию, возрастную физиологию, методики преподавания. Какие дать нагрузки, как не навредить здоровью подопечных – без этих знаний тренер просто мошенник. Что касается их звездности, мастера спорта — самые целеустремленные ребята. Ведь состоявшегося спортсмена отличает дисциплина, он и в учебе будет ее проявлять, – поясняет Шкунов.
Обычно у спортсменов такого уровня огромная загруженность – тренировки по два раза в день, сборы, турниры. Преподаватели колледжа охотно идут навстречу студентам: так, все популярнее становится дистанционная сдача письменных работ.
Кроме непростой, близкой к медицине теории, у студентов педколледжа много практики. Они практикуются на однокурсниках, школьниках, малышах из подшефного детсада и воспитанниках городских лагерей. Каждый проходит 4 блока практики: легкая атлетика, гимнастика, лыжи, спортивные игры. Рядом со студентами 12 опытных преподавателей, трое из них – действующие тренеры рыбинских спортшкол.
— И каждый самбист, штангист и акробат идет на практику, например, в бассейн и проводит с детьми разминку и заминку. А потом наблюдает, как тренер ведет занятие, какие методики применяет, – говорит Максим Шкунов.
Студенты постепенно осваивают педагогические приемы: как начать занятие, привлечь и удержать внимание подопечных, объяснить, как выполнять непростое упражнение. И здесь могут возникнуть неожиданные сложности.
— Часто спортсмены – довольно молчаливые люди. И пока он гирю толкает, ему это не мешает. Но педагог и тренер – профессии экстравертные, нужно увлечь, зажечь. Ищем подходы к таким молчунам, пытаемся расшевелить. Иногда привлекаем их наставников. Так, спортсмену из клуба «Единоборец» было тяжело проводить занятия даже перед однокурсниками: трудно говорить с группой людей, приказывать, показывать на своем примере. Я попросил директора спортшколы «Метеор» Артема Аристова чаще давать юноше задачи на тренировках: делегировать обязанности тренера, заниматься с малышами. Обычно все наши выпускники – уже готовые учителя, – рассказывает собеседник.
Чем ближе к выпуску, тем больше у студентов практики. Даже заключительный экзамен у студентов физвоса – практический, без билетов и ответов на вопросы.
— Выпускник проводит 12-минутный урок на младших студентах, где показывает все свое мастерство. Его оценивают эксперты – школьные учителя физкультуры, директора школ. Словом, будущие работодатели. Это своеобразные смотрины, где выпускник может получить приглашение на работу прямо на демонстрационном экзамене, – говорит Шкунов.
РППК ежегодно выпускает 40 потенциальных учителей физкультуры. Но от школ поступает лишь 5-6 заявок в год.
— Отсылаем в школы самых лучших, выпускников с красными дипломами, а главное – с искренним желанием преподавать. Почти всегда это девушки. Большинство юношей уходит в армию, после которой многие идут в силовые ведомства, – поясняет Максим Шкунов.
Он вспоминает, как лет 10 назад, когда началась реформа образования, потребность в молодых учителях стала огромной:
— В школах активно вводили электронные журналы, новые стандарты образования. И пожилые учителя уходили на пенсию или оставляли себе мало часов. Тогда у нас забирали почти всех выпускников. И даже троечники тогда прекрасно раскрылись как практики.
Специалисты колледжа всегда отслеживают судьбу выпускников, их трудоустройство – для оценки востребованности бюджетных мест, для введения новых специальностей. Так, около 10 лет назад они начали обучать хореографов и руководителей вокальных студий.
— Но если многие хореографы открывали бизнес в Рыбинске и других городах, то вокалисты по трудоустройству отставали. И мы убрали эту специальность, – говорит Шкунов.
Еще 7-8 выпускников физвоса ежегодно устраиваются тренерами в фитнес-центры и спортклубы, которых в Рыбинске больше 20. Запрос на такие профессии в последние годы огромный – мода на ЗОЖ не спадает. Откликаясь на требования рынка, колледж ввел специальность «Педагогика дополнительного образования, физкультурно-оздоровительный профиль». Девушки учатся здесь на хореографов, юноши на фитнес-тренеров.
Выпускники этой специальности не могут преподавать в школе, зато их охотно берут в спортклубы и танцевальные коллективы. И порог поступления на эту специальность ниже – что актуально для загруженных спортсменов, которым в школе не хватало сил и времени осваивать программу на «отлично».
Такой специализированный тренерский выпуск в 2022 году состоится впервые. Сейчас здесь учатся 36 человек. Однако спортшколы Рыбинска не спешат пополняться молодежью.
— От спортшкол заявки нам почти не поступают. Там плотно сидит старая школа, новым тренерам часов не дают. Да и молодежь туда не рвется. Причину вижу в крохотной зарплате, – говорит Шкунов. – Есть и обратный пример – клубы единоборств, которые сегодня на пике моды. Мальчишек сотнями отдают на борьбу, невзирая на высокий ценник в секции. Тренеров здесь привлекает достойная оплата труда, возможность выбора «материала» – детей, из которых можно ковать чемпионов. Из своих же воспитанников в таких спортклубах растят молодых тренеров, поддерживают во время учебы в колледже, гарантируют трудоустройство. И это правильно.