Выставка «Зерцало» — о том, как выглядели люди за двести лет до селфи.
Фото: Ирина Колпачникова, manege.spb.ru
«Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII-XIX веков» — это масштабный выставочный проект Центрального выставочного зала «Манеж» совместно с Угличским музеем, Третьяковской галереей и Рыбинским музеем-заповедником. Специально под экспозицию было создано новое архитектурное пространство. Работы из своих коллекций представили 17 музеев России. Среди участников выставки — музеи Москвы, Петербурга, Перми, Екатеринбурга, Тюмени, Владимира, Нижнего Новгорода, Ярославля.
— Для проекта в «Манеже» мы предоставили девять работ: портреты дворян Соковниных и Давыдовых, купцов Буториных, — рассказывает Оксана Гожалимова, заместитель директора по экспозиционно-выставочной деятельности Рыбинского музея-заповедника. — Кроме того, здесь есть портреты рыбинских дворян из собраний других музеев, например Екатерины Тишининой из Третьяковской галереи.
Фото: Ирина Колпачникова, manege.spb.ru
Впервые ранние провинциальные портреты были выставлены в «Манеже» около сорока лет назад. Куратором того проекта был историк, художник-реставратор Савва Ямщиков — тот самый, который открыл миру ярославский купеческий портрет и нашу рыбинскую коллекцию. По прошествии многих лет «Зерцало» предлагает по-новому взглянуть на это, безусловно, яркое явление в русском искусстве, на нравы и традиции русской глубинки XVIII- первой трети XIX веков, оценить стиль и манеру первых отечественных портретистов.
— Перед заманчивым зеркалом живописи проходили чиновники, военные, провинциальное духовенство, купцы с письмами и купеческие жены в шалях, провинциальные дворянки в чепцах, дети и почтенные старики. Их «отражения» множились и оставались в домах, присутствовали в жизни новых поколений, время разлучает их и собирает снова – в стенах музеев или на выставках. Попадая в новую реальность, в иные контексты, они по-прежнему притягивают к себе взгляд, чтобы надолго остаться в памяти, — убеждена куратор выставки Светлана Зенина.
Выставочный проект в «Манеже», партнером которого выступает Рыбинский музей-заповденик, включает в себя не только экспозицию. Вокруг «Зерцала» выстроена насыщенная программа. Здесь проводятся экскурсионные туры и арт-медитации, творческие мастерские и разговорные клубы на английском. Лекции читают историки, историки моды, искусствоведы. О раннем светском портрете в собрании Рыбинского музея-заповедника посетителям выставки 8 ноября рассказала Оксана Гожалимова.
— Первые светские портреты в Рыбинске начали появляться в дворянских усадьбах: Тихвино-Никольское, Иловна, Борисоглеб, Петровское. В середине XIX века рыбинские купцы стали создавать семейные портретные галереи. Мы обсудили историю создания и бытования картин, поговорили о том, как единственные подписные работы художников Вишнякова и Абхази оказались в Рыбинске, почему Баженов написал портреты фрейлины Орловой-Чесменской и ее крепостного крестьянина Трапезникова, — рассказывает лектор. — Слушателей на встречу пришло много, публика была самая разнообразная. Люди интересовались не только искусством, большой интерес вызвал Рыбинск, некоторые высказывали желание посетить наш город и наш музей.
Поскольку «Зерцало» пользуется большим спросом, срок работы выставки решили продлить еще на месяц — до 8 января. Если будете в Петербурге на Рождество, загляните в «Манеж», посмотрите на лица ушедшей эпохи, на рыбинцев-земляков из далекого прошлого.
А для тех, кто на зимние каникулы остается дома, организаторы выставки записали видеоэкскурсии, в том числе с участием Оксаны Гожалимовой. Видеотуры будут доступны на сайте «Манежа».
Фото: Ирина Колпачникова, manege.spb.ru