Рыбинские педагоги обменялись опытом, представили свои образовательные программы и даже поборолись за победу на чемпионате эффективных педагогических команд «Функциональную грамотность учащихся развиваем вместе».
Что нужно сделать для того, чтобы из конструктора собрать фигурку? Прочесть инструкцию, понять, что в ней написано, и выполнить предложенный алгоритм действий. Казалось бы, проще некуда.
К сожалению, многие современные дети не умеют читать и понимать прочитанное, как следствие, у них хромает функциональная грамотность. Такой термин впервые ввел советский психолог, философ и педагог Алексей Леонтьев. Он говорил, что функциональная грамотность — это, прежде всего, умение работать с информацией.
Пробел в знаниях должны восполнить педагоги дошкольного, школьного и дополнительного образования. В рамках «Инновационного каскада» прошел чемпионат, в котором приняли участие три команды учителей и воспитателей, которым нужно было находить выход из непростых педагогических ситуаций, предлагать решения педагогических проблем, применяя функциональную грамотность. В том числе участникам показали мультфильм про поросенка, который пытался достать банку с печеньем на холодильнике, предложили подумать, как ему помочь с точки зрения воспитателя детского сада, учителя школы, педагога дополнительного образования. Также участники должны были придумать алгоритм действий для родителей, которым нужно научить детей креативному мышлению, финансовой и естественнонаучной грамотности.
Как показал турнир, даже педагогам порой надо меньше рассказывать о тех или иных возрастных особенностях детей, а больше понимать смысл текста и делать ставку на практику.
В рамках «Мастерской профи» педагоги представили собственные инновационные программы. Учитель русского языка и литературы школы № 26 Людмила Белякова рассказала о тонкостях музейной педагогики на основе литературного краеведения. Дополнительный бонус здесь – популяризация рыбинского музея-заповедника:
— Например, музейное пространство очень хорошо отвечает теме «Древняя Русь и откуда есть пошла земля русская». Археологическая коллекция насчитывает почти 45 тысяч единиц хранения. Что здесь можно предложить детям 5-8-х классов? Во-первых, интереснейшие творческие задания, где ребята работают со щепами, сколами, осознают через тактильные ощущения принадлежность к родному краю. Те же былины, сказания можно рассматривать в музейном пространстве «Крестьянский дом хозяином славен». Здесь можно провести музейный квест «Крестьянская изба».
В купеческом зале можно провести занятие по старым книгам и рукописям. Наш музей хранит произведения Александра Островского. Да, за «Словом о полку Игореве» надо ехать в Ярославль. Ну и замечательно, значит, поедем туда. Здесь могут быть актуальны ролевые игры, например «Я – скульптор», где ребятам предлагается разработать проект памятника литературному шедевру, или «Я – художник», где они смогут разработать эскиз обложки книги.
«Инновационный каскад» стал большим событием в образовательной жизни Рыбинска. Педагоги получили новые знания, которые теперь им предстоит воплотить в жизнь вместе с учениками.