В школе учат общаться с детьми, оставшимися без родителей, воспитывать их, справляться со сложными ситуациями, в том числе с юридическими тонкостями.
Открытие школы – это еще один шаг к тому, чтобы как можно больше детей-сирот воспитывались в семьях, а детские дома закрылись за ненадобностью.
… Одна из самых страшных бед – это когда ребенок теряет своих родителей. В жизни бывает всякое – мамы и папы болеют, гибнут в авариях, кто-то лишается родительских прав из-за пристрастия к алкоголю или наркотикам.
Дети остаются одни. Им нужен человек, который сможет заботиться, воспитывать, любить, жалеть, выражаясь сухим официальным языком, – законный представитель. Хорошо, если у ребят есть бабушки и дедушки, которые могут официально заменить родителей. А если нет? Детдом в наше время – крайняя мера, которую всегда стараются избежать.
— Когда ребенок остается без попечения родителей, органы опеки первым делом ищут родственников – бабушек, дедушек, старших братьев, сестер. Дается месяц, чтобы проверить наличие судимостей, психических и прочих тяжелых заболеваний, жилищные условия. Только после этого, если нет возможности отдать ребенка кому-то из родных, мы начинаем предлагать взять его кандидатам в опекуны или в усыновители, которые числятся в федеральной базе данных, – рассказывает начальник отдела опеки и попечительства департамента образования Рыбинска Наталья Гераськина.
Неродные ребенку опекуны в обязательном порядке должны пройти обучение. С сентября этого года в Рыбинске открылась Школа приемных родителей.
— Необходимость в ней возникла давно. Желающих взять осиротевшего ребенка в семью немало, но люди должны подготовиться к такому ответственному шагу. В этом помогут специалисты, – говорит Гераськина.
Школа работает при службе сопровождения опекунов (попечителей). Таких организаций в регионе всего пять. Рыбинская школа располагается на улице Крестовой, 9 и работает по субботам.
Сейчас работа школы опекунов расписана вплоть до апреля будущего года. Обучение длится два месяца. Всех желающих разделили на два потока по 14 человек.
— Делать одну большую группу не стали, потому что в ходе обучения обсуждается множество узких специфических вопросов, которые требуют индивидуального подхода, – объясняет Наталья Гераськина. – В рамках обучения проводится анкетирование опекунов, тестирование, работа с психологом, консультирование по юридическим вопросам.
Кандидатов в опекуны и приемные родители среди горожан много. В основном это люди семейные, имеющие собственных детей. Есть и бездетные, но к таким претендентам внимание органов опеки более пристальное.
Опекуны становятся незаменимыми, когда ближайшим родственникам необходимо оформить документы на усыновление ребенка. Пока дедушки и бабушки, тети и дяди собирают бумаги, малыш находится на предварительной опеке.
Предварительная опека не может превышать шесть месяцев. Этого времени достаточно и для ближайших родственников, и для неродных претендентов, можно собрать пакет документов и пройти обучение. Также предварительная опека может предоставляться по заявлению родных мамы и папы ребенка.
Бывают ситуации, когда родители уезжают в длительную командировку, работают за границей, куда ребенка невозможно взять, или болеют и вынуждены уехать на лечение, где ребенок не может быть вместе с ними.
— Тогда они обращаются к нам с заявлением установить опеку на бабушку, дедушку или кого-то из родственников. Такая временная опека устанавливается сроком на один год, при необходимости может быть продлена. Она не статусная – ребенок остается родительским, не получает никаких дополнительных выплат от государства, но она необходима для того, чтобы опекун временно получил родительские права, чтобы иметь возможность уйти с ребенком на больничный, водить его в детский садик, – рассказывает специалист.
Бытует мнение, что возрастным опекунам, тем же бабушкам и дедушкам, детей под опеку отдают неохотно. Дескать, возраст, болезни, полноценно ухаживать и воспитывать сирот они не смогут.
— Это миф, – уверяет Наталья Гераськина. – Никакого возрастного ценза для опекунов нет. Мы рассматриваем кандидатуры в комплексе.
Большая часть детей-сирот в Рыбинске находит опекунов, в детские дома попадают единицы.
— На сегодняшний момент детей, оставшихся без попечения родителей, в городе 390, 60 из них находятся в детских домах, – уточняет Наталья Гераськина. – В основном в детдом попадают дети подросткового возраста. Желающих взять над ними опеку, если нет других родственников, практически нет. Да и сами ребята 14-17 лет зачастую не признают чужих людей в качестве приемных родителей. Они уже взрослые личности, хорошо помнят и любят родных.
Для того чтобы сирота не попал в детский дом, рассматривают кандидатов в опекуны не только среди рыбинцев, их ищут и в общероссийской базе данных. Был случай, когда дети из Рыбинска уехали к опекунам в Ямало-Ненецкий автономный округ, в другие отдаленные регионы. Иногда опекуны так привязываются к детям, что усыновляют их официально и даже меняют фамилию.
Но где бы ни жил ребенок, органы опеки продолжают находиться в постоянном контакте с приемными семьями.
— Не реже двух раз в год мы выходим в семьи, оцениваем условия жизни детей. Опекуны ежегодно пишут отчеты о проделанной работе. Да, у них бывают сложности. Для того чтобы помочь решить их, второй год у нас работает круглый стол, на котором приемные родители, педагоги школ, наши специалисты, психологи обсуждают проблемные ситуации, совместно ищут решения. И, как правило, находят. Так, в прошлом году у нас не было случаев вторичного сиротства детей – опекуны и приемные родители ни разу не отказались от детей, не вернули их обратно, – говорит Гераськина.