Тепло и авария для рыбинцев стали уже словами-синонимами. Вот уже несколько лет отопление – самая острая проблема Рыбинска. Почти каждый день в разных районах рвутся трубы, люди остаются без тепла и горячей воды.
Зимой 2021-2022-го произошло две тысячи прорывов – на пятьсот больше, чем в прошлом периоде. Сейчас – не меньше, но отопительный сезон в самом разгаре, и до климатической весны еще далеко.
В декабре Рыбинск вернул «Рыбинскую генерацию» – основного поставщика теплоэнергии — под свой контроль, выкупив предприятие у ТГК-2 за символические 70 тысяч рублей. А в конце января предприятие возглавил новый руководитель.
О состоянии сетей, текущих задачах, деньгах Минстроя и перспективных планах говорим с генеральным директором «Рыбинской генерации» Виктором Тамаровым.
В хозяйстве у «Рыбинской генерации» 25 котельных, 22 – своих и 3 арендованных. Еще одна самая мощная котельная «ОДК-Сатурн» обеспечивает теплом завод, десятки домов и объектов соцсферы Скомороховой горы, Центра и Северного.
Из 90 котлов РГ работоспособны только 60, и те морально устарели. С сетями все еще хуже – из 227 км труб 167 км изношены на 80%, 20 км отработали свой ресурс на 70%. На одном квадратном метре потери доходят до 7 литров при норме 0, 25 литра.
— То, что мы вынимаем из земли во время ремонтов, даже не сдать в металлолом, потому что металла почти не осталось, все разъела ржавчина, — говорит о ветхих сетях Виктор Тамаров. — В этих условиях технически невозможно предоставить качественную услугу для всех потребителей. Чем дальше люди живут от котельной, тем сложнее это сделать.
Из проблемных объектов руководство РГ выделяет котельную «Воинская база» в Мариевке, которую несколько лет назад передали Рыбинску в разрушенном состоянии.
— Все это время и «Теплоэнерго», и «Рыбинская генерация» предпринимают титанические усилия, чтобы поддерживать ее работоспособность, особенно в морозы. Понятно, что наши проблемы не должны волновать жителей – все хотят получать нормальное отопление и горячую воду. Но, к сожалению, бывают ситуации, когда нам приходится отставать от температурных графиков, чтобы сети не рванули и котельные не встали.
Перебои с теплоснабжением – боль и для жителей Перебор. По словам Тамарова, основных причин две. Здание котельной, принадлежащей заводу «Рыбинсккабель», находится в аварийном состоянии. «Рыбинская генерация» арендует здесь только набор оборудования – два котла и два насоса.
— Тратить деньги на обновление котельной у нас нет оснований, в счет арендной платы ремонт не зачтут – пустые расходы, поэтому в инвестиционную программу мы включили строительство собственной модульной котельной, которая быстро собирается и ее можно приобрести в лизинг, что для нас существенный момент. Мы уже согласовали два возможных участка в промзоне для ее размещения, думаем, считаем. Планируем за лето решить этот вопрос, — рассказывает руководитель.
Вторую причину проблем в Переборах можно назвать субъективной. В некоторых домах микрорайона батареи остывают из-за разбалансировки сетей. Предприимчивые жильцы скручивают шайбы, которые выравнивают давление по всей системе, в их квартирах действительно становится теплее, а вот другие – замерзают.
— В Переборах сеть длинная – от завода до самого стадиона. Сужающие шайбы необходимы, чтобы горячая вода дошла до всех зданий, — объясняет Виктор Тамаров. – В декабре в процессе осмотра совместно с управляющими компаниями мы выявили 12 домов, где есть перегрев. Пока договорились с УК, что будем ставить шайбы у себя в теплоузлах, куда вход для жителей ограничен. В двухэтажных домах старого фонда теплоузлы не предусмотрены, поэтому мы рассматриваем вариант установки контейнерных тепловых пунктов у стен таких зданий. Это позволит отрегулировать подачу тепла в микрорайоне. Думаю, к апрелю мы создадим проектно-сметную документацию, а летом проведем необходимые работы.
«Рыбинская генерация» строит планы и на котельную «Поток», которая обеспечивает теплом дома Северного. По словам Тамарова, несмотря на большую работу, проведенную летом, проблем в районе меньше не стало, и жалобы на холод в квартирах продолжают поступать сотнями.
— В целом котельная работает лучше некоторых в контуре РГ. Параметры выходят за норму только в сильные морозы. Сейчас рассматриваем несколько вариантов, один из них – переключить нагрузки с этой котельной на другую. Делаем расчеты. Нужно понять, что будет эффективнее – еще раз вложиться в «Поток» и в сети летом, чтобы в следующую зиму как минимум не ухудшить ситуацию, или все-таки изменить систему подачи – от двух котельных.
Виктор Тамаров уверен, что решать вопросы по теплу нужно вместе с управляющими компаниями. Часто именно плохое обслуживание внутридомовых сетей становится причиной холодных стояков и батарей.
— Между УК и «Рыбинской генерацией» нередко возникают разногласия, — рассказывает руководитель. — В домах с верхним розливом холодные, плохо утепленные чердаки – частое явление. В результате на входе в дом вода 85-95 градусов, а в холодном помещении она успевает остыть градусов на 20. Гидропневматическую промывку труб УК тоже редко выполняют. Между тем чем старше труба, тем в ней больше отложений. Мы прошлись по адресам, составили перечень проблемных домов, где больше всего жалоб. На весь Рыбинск их 80 – не такая уж большая цифра. Вместе с УК будем заниматься ими в течение лета. Поддержку нам обещает администрация, будем привлекать СМИ, если потребуется – обратимся в надзорные органы.
25 января глава региона Михаил Евраев сообщил, что Минстрой выделит Рыбинску 800 млн рублей на модернизацию системы теплоснабжения.
Участие в федеральном проекте позволит «Рыбинской генерации» в ближайшие два года отремонтировать 40 км теплосетей. По словам Виктора Тамарова, чтобы не увеличивать уровень износа и постепенно приводить сети к нормативу, городу нужно ежегодно менять не менее 20 км труб.
— Деньги позволят нам чуть выдохнуть. Мы должны сделать максимум на строго ограниченные финансы. Закупим стальные трубы и обработаем изолирующим составом. Срок службы 10 лет. Учитывая тяжелое состояние сетей, даже применив простые технологии, мы снизим риски и потери, и сможем перейти к развитию.
В перспективе – строительство новых мощных котельных и формирование от них энергорайонов с закрытой системой теплоснабжения, создание возможностей для резервирования тепла.
— В Рыбинске 25 котельных, а в Тутаеве, например, одна котельная на весь город, все сети закольцованы, это эффективно, — приводит пример соседей Тамаров. – Если мы соединим сети Северного и Веретья, то в случае ЧП не просто сможем перебросить нагрузку, но и летом сократим время отключения горячей воды. Разницу жители почувствуют сразу.
Корректировкой схемы теплоснабжения в Рыбинске займутся специалисты некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение» – крупнейшей и авторитетной в стране организации. Ее руководитель Виктор Семенов – автор действующего федерального закона о теплоснабжении, один из разработчиков государственного стандарта по формированию схем теплоснабжения.
— Команда из профильных НИИ сделает расчеты, будет понятно, в какую сторону нам двигаться, чтобы снизить затраты, улучшить качество, повысить надежность. По закону схема должна пройти общественные слушания, в них смогут принять участие все желающие, и в июле документ будет утвержден, — рассказывает о ближайших планах Тамаров.
На основе новой концепции скорректируют инвестиционную программу «Рыбинской генерации». Все это – задачи на 2023 год. В следующем году начнется процесс проектирования новых объектов.
— В 2019 году концессией решалась проблема долгов «Теплоэнерго», а инвестиционная программа оказалась формальной. Муниципальное предприятие было должно за газ полтора млрд рублей при том, что за год потребители оплачивали всего два млрд. Наверное, тогда это было правильно. Но сейчас новые задачи.
Пока «Рыбинская генерация» принадлежала ТГК-2, рыбинцы со своими коммунальными проблемами не могли дозвониться до оператора. Отчасти этим можно объяснить негодование жителей – отсутствие обратной связи всегда порождает недовольство, слухи и домыслы.
Колл-центр ТГК-2 работал на 7 регионов и в ограниченное время – с 9 до 17 часов, хотя основная масса обращений традиционно приходится на вечерние часы.
Такой подход неприемлем, считает Тамаров. Люди должны вовремя иметь достоверную информацию об отключениях, получать ответы на свои вопросы, знать сроки ремонтов.
Для эффективного взаимодействия с населением предприятие организует собственный контакт-центр.
— Технически сделать это не так просто, как может показаться, — рассказывает директор. — Нужно создать многоканальную линию, обучить сотрудников, обеспечить им доступ к информационной системе. Февраль будет переходным месяцем. С 1 февраля мы увеличиваем штат диспетчеров, они будут отвечать на звонки с 17 до 21 часа. С 1 марта служба заработает в полную силу. В нее войдут три специалиста из договорного блока и один из технического. Звонки будут приниматься с 9 до 21 часа, а если где-то случится авария, диспетчеры останутся работать сверхурочно до ее устранения.
Кроме того, предприятие планирует совместно с ИРЦ извещать жителей по старинке – клеить объявления на подъездах. Для консультаций по вопросам перерасчета и качества услуг во всех районах Рыбинска откроют офисы обслуживания. А к лету планируют создать на сайте РГ личные кабинеты всех абонентов – РГ обслуживает 90 тысяч физлиц. В перспективе – приложение в телефоне – смс или push-уведомления об отключениях будут приходить автоматически.
Кроме того, у «Рыбинской генерации» появятся Телеграм-канал и новая страничка в соцсети ВКонтакте.
Одна из задач, стоящих перед руководителем «Рыбинской генерации», – привлечь больше рабочих рук. Их дефицит легко объяснить: работа на улице по колено в воде и грязи при любой погоде – не сахар, а зарплата до рыночной не дотягивает.
— На недавнем совещании с участием губернатора Михаила Евраева представитель департамента регулирования тарифов представил страшную, на мой взгляд, цифру – 25 тысяч рублей. Такая зарплата технического персонала учитывается в тарифах на тепло. У нас люди получают больше, но если сравнивать со средней зарплатой на других предприятиях, то мы сильно отстаем. Мы не можем себе позволить платить такие же деньги, как платят на заводах, нам будет не хватать средств на материалы, на расчеты за топливо. В этом году будем готовить тарифную заявку с учетом индексации, — говорит Виктор Тамаров.
В планах руководства – возрождение профсоюзной организации, заключение коллективного договора, в который будут включены зарплаты и социальные льготы, которые сейчас «вырезаны» из тарифа, и подписание отраслевого тарифного соглашения с федеральной организацией.
Сегодня у предприятия на весь город всего 5 ремонтных бригад. Нужно не менее 9.
Из-за нехватки технического персонала «Рыбинская генерация» не успевает выполнять благоустройство раскопов на месте коммунальных аварий. По Рыбинску открытыми остаются 30 участков.
— Аварийность запредельная. Если в 2020-м было 1200 аварий, в 2021 – 1500, то в 2022 – уже 2000. Сколько участков в неделю мы закапываем, столько же и раскапываем, — говорит Тамаров. – При такой динамике, конечно, важнее найти причину утечки теплоносителя и устранить ее, чем выполнить благоустройство. Потому что любая авария – это потери, и потери большие, причем в тариф они не заложены. В 2022 году только за газ мы переплатили 200 млн рублей! Это деньги, которые мы могли бы потратить на замену труб. Именно потери стали главной причиной провала «Рыбинской генерации», когда она была в составе ТГК-2.
Сейчас предприятие совместно с администрацией выстраивает работу с Управлением городского хозяйства и МУП «ДЭС», чтобы привлекать их ресурсы в благоустройстве раскопов.
Дмитрий Рудаков, глава Рыбинска:
«Рыбинская генерация» была ориентирована на финансовый результат, а не на качественное теплоснабжение города. Для коммерческого предприятия это нормально, для социально ориентированного – нет. Поэтому в декабре прошлого года мы вернули городу контроль над сетями и котельными и назначили новых руководителей – Виктора Тамарова, чей стаж в энергетике 24 года, местных специалистов Евгения Магера, Сергея Сонина. Работу предприятия изменим уже в ближайшее время
Только хорошо бы эти самые работы по замене старых ржавых труб совместить с работами по асфальтированию (благоустройству) дорог и тротуаров, для чего требуется хорошее межведомственное взаимодействие. А то как всегда, заасфальтируют, деньги освоят и через пару месяцев начинают раскапывать новенький асфальт, который люди ждали десятки лет, и трубы менять.