7 июля Ярославский областной суд рассмотрел иск прокуратуры области о признании недействующим тарифа на теплоэнергию, утвержденного для коммерческих потребителей ООО «Рыбинская генерация».
По мнению прокуратуры, в ноябре 2022 года региональный департамент регулирования тарифов при корректировке долгосрочного тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям «Рыбинской генерации», неправомерно включил в его состав экономически не обоснованные затраты в размере около 70 млн рублей.
Речь идет только о расчетах с коммерческими потребителями — организациями, учреждениями, предприятиями, торговыми точками. Жители Рыбинска оплачивают коммунальную услугу по отоплению по льготному тарифу, разницу компенсирует ресурсоснабжающей организации бюджет Ярославской области.
По итогам проверки прокуратуры областной департамент регулирования тарифов обратился в Федеральное антимонопольное агентство для прояснения ситуации.
«Рыбинская генерация» провела независимую экспертизу. В результате и ФАС, и негосударственные эксперты пришли к одинаковым выводам – расходы в тариф включены обоснованно.
Несмотря на это суд встал на сторону прокуратуры и счел, что договор на оказание услуг по управлению кредиторской задолженностью теплоснабжающей организации не относится к числу договоров, затраты по которым могут быть учтены при установлении тарифа — именно эти затраты прокуратура считает необоснованными.
— На региональный департамент регулирования тарифов возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт. Решение суда в законную силу не вступило. После его вступления в законную силу будет решен вопрос о проведении перерасчета, — сообщают в прокуратуре.
В «Рыбинской генерации» заявляют, что будут оспаривать решение суда.
— С 2021 года «Рыбинская генерация» несёт процентные расходы по факторингу за то, что банк своевременно оплачивает наши счета перед «ОДК-Сатурн» за тепловую энергию. Без этого механизма своевременная оплата с нашей стороны невозможна, — рассказывает Виктор Тамаров, гендиректор «Рыбинской генерации».
Факторинг — финансирование под уступку права денежного требования, или, иными словами, обмен будущей выручки на деньги.
Причина, по словам Тамарова, проста: в первый месяц после выставления счетов оплаты проводят около 20% потребителей, через три месяца собираемость по платежам достигает примерно 80%. Пятая часть потребителей – то есть оставшиеся 20% — платят только в процессе исполнительного производства, когда приставы начинают взыскивать долги.
— У нас нет собственных возможностей преодолеть такой финансовый разрыв без привлечения кредитных средств или механизма факторинга. Мы не собираем своевременно деньги, которые должны отдать. Кредиты – не выход: у предприятия большая дебиторская задолженность, причём в основном должники – именно частные потребители, а с них взыскивать долги проблемно. Есть и кредиторская задолженность. То есть для банка мы не выглядим привлекательно с точки зрения кредитования, — говорит Тамаров.
Факторинг страхует банк – его выдаёт дочернее банковское учреждение. Особых рисков для финансовой организации нет: если «Рыбинская генерация» перестаём рассчитываться по платежам, то получатель средств – «ОДК-Сатурн» — возвращает полученные деньги фактору, а РГ становится должником самого «Сатурна».
— Существует методика ценообразования, на основе которой устанавливаются тарифы. Методика оперирует определёнными терминами – те, что имеются, не вполне подходят к договору факторинга. Нужно учитывать, что сам договор факторинга заключается с тем, кому должны – то есть с «ОДК-Сатурн». С нами заключается договор на управление кредиторской задолженностью. Эти два договора следует рассматривать вместе, — объясняет гендиректор «Рыбинской генерации».
Такие аргументы, которые поддерживает и областной регулятор тарифов, позволяют поставщику тепла в Рыбинске отстаивать свои позиции.