Главное Темы 9 сентября 2023

Сложно, но интересно

О прошедшем сезоне — руководители Рыбинской археологической экспедиции Ирина и Александр Рыкуновы

Археологический сезон этого года начался неожиданно рано – в конце апреля. Связано это с необходимостью проведения ряда «археологических разведок» в местах предполагаемого строительства или других земляных работ глубиной от полуметра и более.

Поэтому все выходные дни до начала июля волонтеры с богатым археологическим прошлым, будучи представителями самых разных профессий, проводили время в шурфах и с лопатой.

Причем под словом «лопата» мы понимаем целый набор инструментов: нивелиры и тахеометры, квадрокоптеры и планшеты, ноутбуки и фотоаппараты, ломы и кирки, топоры и рейки, ножи и кисточки…

Раскоп у моста

На большинстве объектов, что естественно, признаков наличия археологического наследия не обнаружено. Однако в Угличе по адресу: ул. Ольги Берггольц, 15 обнаружен культурной слой XVII- XX веков, что подразумевает необходимость проведения сплошных археологических раскопок на всей территории застройки.

Самые масштабные и тяжелые охранные археологические работы проводились в связи с реконструкцией моста через Волгу, где на месте запланированных очистных сооружений пришлось заложить полноценный раскоп.

К счастью руководителей проекта да и всех горожан, полевые работы доказали, что на исследуемом участке культурный слой полностью уничтожен в результате хозяйственной деятельности (строительство моста в 1938-1940 и 1957-1963). Иначе работы по реконструкции могли затянуться.

Но важнейшим направлением работ традиционно стали раскопки памятника археологии федерального значения, расположенного на правом берегу Шексны при впадении ее в Волгу.

Предшественница Рыбной слободы и современного Рыбинска, средневековая Усть-Шексна была третьим по площади городом Ростовской земли, являясь крупным перевалочным пунктом на международном водном пути Волга-Шексна-Балтика.

Древнерусские усадьбы, клады арабского серебра, сотни статусных индивидуальных находок, производственные комплексы доказывают значимость памятника, который в результате работы ГЭС ежегодно утрачивает 100-200 кв. м культурного слоя. Острой эта проблема была и в нынешнем году: размывая берег, быстрое течение Шексны уносит сотни и сотни хранившихся в земле предметов.

Денга Елизаветы Петровны / Пятак Екатерины II

В этой связи следует отметить патриотически социальную позицию руководства и коллектива ПАО «РусГидро» – «Каскад Верхневолжских ГЭС». Понимая ответственность перед будущими поколениями рыбинцев, организация нашла возможность поддержать археологов.

Палатки под дождем

1 июля, строго по плану, начался 33-й сезон изучения Усть-Шексны Рыбинской археологической экспедицией. Работы традиционно проводились на двух участках – на юге и на севере памятника. Анализировать итоги еще рано, но главное – исследованы очередные 120 кв. м утрачиваемого слоя.

Погода в июле откровенно не баловала. Даже экспедиционный лагерь приходилось ставить в буквальном смысле слова под проливным дождем. К счастью, волонтеры «грязи не боятся»: знакомые лица появлялись на месте будущего лагеря чуть ли не ежеминутно. Быстро поставив палатки, вновь прибывшие немедленно включались в работу.

Походный быт только кажется нехитрым. Даже чтобы просто установить большую обеденную палатку, нужно и время, и десяток человек, знающих, что делают. Затем следует соорудить походную кирпичную печь для трехразового горячего питания ста человек, натянуть тенты, подвести электричество и воду, обустроить туалеты, заготовить дрова…

Зачистка стенок южного раскопа

А еще расчистить место под раскопки, выкосить траву на месте будущего палаточного лагеря, провести инвентаризацию оборудования, соорудить лестницу к реке – в первые два дня не соскучишься. Кстати, лестница наряду с экскурсиями и лекциями – социальный проект экспедиции. Ею пользуются далеко не только сотрудники РАЭ.

К счастью, большинству волонтеров опыта не занимать – для многих лагерь на Шексне стал желанной заменой летнего курорта. Энтузиасты приезжают сюда и 10, и 20, и даже 30 лет. Порой семьями с детьми и даже внуками.

В подготовленный лагерь для прохождения практики приезжают студенты-историки ярославских вузов, и начинаются археологические будни, о которых многие с теплотой вспоминают годы спустя.

Изделия развитого торгово-ремесленного центра

Южный раскоп и его сокровища

«Южный» раскоп порадовал малопотревоженным культурным слоем, а значит, и результатами. Здесь нашлось место и сгоревшим бревенчатым постройкам, и остаткам средневековых печей и изгороди, и материковым ямам.

Подход за подходом (подход – это этап работы, равный 45 минутам, после чего следует 15-минутный перерыв) геометрически правильная «яма» все углублялась, все выше становились в ней деревянные столбы, все четче проступала печь и все множились находки.

Фрагменты глиняных трубок

Верхние метр-полтора содержали слои и артефакты поздних веков поселения в устье Шексны.

«Пройдя» остатки монументального строительства рубежа XIX-XX веков и сопутствующего ему горизонт кирпичного и строительного мусора, исследователи обнаружили слои XVIII-XIX веков.

Из находок этого периода отметим 22 монеты, около 30 фрагментов глиняных трубок, товарные пломбы, пуговицы, разнообразные железные изделия, фрагменты посуды.

Глиняные свистульки

Интересен, например, полнопрофильный фрагмент горшочка с лощеной поверхностью. Причем лощение выполнено столь тщательно, что он похож на металлический, что для XVII-XVIII вв. было «дорого-богато».

Порадовали глиняные свистульки, в которых можно опознать «птичку» времен Екатерины II и красноглиняного «бычка» времен ее внуков. Тщательно вымытые, своими трелями они развлекали участников и гостей экспедиции.

«Татарские дирхемы»

Глубже располагались свидетели средневековья.

К XIV-XV вв. относятся находки трех «татарских дирхемов» 11. Они же «данги», от которых и произошло современное слово «деньги». Их чеканили в Золотой Орде из серебра, выплачиваемого в виде дани Русскими княжествами.

Из массовых находок, помимо разнообразной керамики, следует упомянуть орудия рыбной ловли: глиняные грузила, фрагменты кочедыка, рыболовных крючков и т.п.

Орудия рыбной ловли

XIII веком датируется лицевая створка четырехконечного креста-энколпиона с удлиненной вертикальной перекладиной, скругленным завершением лопастей и парными каплевидными выступами на концах.

В центре – рельефное изображение Распятия. В боковых медальонах – погрудные фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, на верхнем и нижнем концах – погрудные фигуры святых. Скорее всего, изделие выполнено одним из киевских ювелиров.

Энколпионами называют двустворчатые кресты, внутри которых помещались почитаемые реликвии. В них обнаруживали воск, ладан, человеческие волосы, частицы дерева, завернутые в льняную или шелковую ткань.

Части створок соединялись шарнирами, оглавие на вершине креста предназначалось для его ношения на цепочке. Они занимают видное место среди находок в древнерусских городах и очень редки на сельских памятниках.

XII век подарил наибольшее количество средневековых находок. Стальная бронебойная стрела 13 и разнообразные ножи, бронзовые пряжка и наконечник ремня, медная пуговица, украшения-накладки и височные кольца цветного металла.

Импортные шиферные пряслица, стеклянные бусины и фрагменты браслетов, а также другие изделия, характерные для развитого торгово-ремесленного центра. Ну и, конечно, массовка – куда ж без нее: сотни фрагментов керамики, железных изделий и др.

Несмотря на обыденность таких находок, они важны для характеристики технологических приемов, эстетических пристрастий населения, статистики и датировки отдельных прослоек.

Изделия развитого торгово-ремесленного центра

Однако самой яркой находкой сезона, несомненно, является очередная, уже двенадцатая вислая актовая печать. В Северо-Восточной Руси подобные находки редки. Исключением являются такие города, как Владимир и Суздаль, но и там их насчитывается немногим более десятка.

«Вислыми» они называются по способу их крепления к документу – грамоте или договору, которые фиксировали некий юридический акт (отсюда – название «актовая»).

Все печати, с которыми исследователям приходится иметь дело, сохранились без грамот, поскольку обнаружены в земле. При этом, так как сама по себе печать (свинец) особой ценности не представляла, место ее находки принято считать конечным пунктом назначения документа.

Все «наши» печати обнаружены недалеко друг от друга – в пределах раскопа, продолжением которого и стал исследуемый участок. Это является одним из прямых свидетельств административных функций Усть-Шексны, которые, по-видимому, осуществлял живущий в раскапываемой здесь домонгольской усадьбе некий «начальник».

Слой XI в. на данном участке не обнаружен, хотя ранние находки – височное кольцо, характерное для племени вятичей, и лировидная пряжка – датируются именно этим временем.

Изделия развитого торгово-ремесленного центра

Северный раскоп – без рекордов

«Северный» раскоп в этом году огорчил. К сожалению, почти вся его площадь оказалась нарушена перекопами. Но даже здесь были обнаружены единичные средневековые находки: шиферное пряслице, подвеска (пуговица?) из зуба животного, керамическая игрушка-погремушка с остатками поливы.

Впрочем, отрицательный результат – тоже результат. Теперь ясно, что за близлежащую территорию можно особо не беспокоиться: ее разрушение не приведет к серьезным утерям исторических свидетельств прошлого.

А еще год не обошелся без очередного рекорда. Оказалось, что плотность индивидуальных средневековых находок превысила показатель «2 предмета на квадратный метр непотревоженного культурного слоя». Кстати, 1 находка или более – также один из городских признаков.

Кроме трудовых будней, оставалось в этом сезоне время и для отдыха. Относительного, конечно же: несколько лекций, несколько праздников, главный из которых «посвящение в археологи», короткий сон после ночных песнопений у костра – все это помогало восстановить силы перед тем, как звучала очередная команда «В яму!»

Перед посвящением в археологи

Интересно, что даже руководители экспедиции до сих пор не могут ответить на вопрос – что же такое РАЭ для большинства волонтеров. Возможность окунуться в другую жизнь? Пожалуй. Пространство для творчества? Конечно: филигранно выровнять стенку раскопа, поколдовать на кухне или кирпичик к кирпичику уложить дерн на месте шурфа – задачи вполне творческие.

А еще можно создать в свободное время инсталляцию из топляка или нарисовать на воротах картину. Бывают занятия и посложнее. Например, сложить копию гончарной печи XII века и произвести обжиг созданных реплик сосудов разных эпох. Место для отдыха? Морального – да, разумеется.

И ни рекордные количества находок, ни рекордная температура, от которой страдали горожане, не могут помешать каждому волонтеру получить от экспедиции заряд хорошего настроения и силы для того, чтобы окунуться в будни.

…Известно, что лучший отдых – смена деятельности. Поэтому сезон не закончен. В августе-сентябре, аналогично маю-июню, по выходным группа археологов РАЭ проводит разведки. Но уже с чисто научными целями, обследуя сельские территории Рыбинской округи и прилегающих районов.

За последние годы здесь удалось зафиксировать пять новых памятников. Дай Бог – не последние.

Ирина РЫКУНОВА, Александр РЫКУНОВ

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Александр 00:31 | 10 сентября 2023

Глубоко капают, однако…
Если так и дальше пойдет, то, чует моё сердце, город Рыбинск ещё на 100 лет постареет скоро:(

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме