Темы 21 апреля 2024 10:00

Как врач в рыбинской тюрьме без зарплаты работал

Читаем статью ярославского историка Александра Коняева

Аркадий Райкин, братья Шенки, поэт Самуил Киссин, режиссер Илья Авербах – многие известные люди вышли из еврейской общины Рыбинска. Перед революцией в нашем городе жили около 2200 иудеев, работала каменная синагога, построенная в 1916 году на ул. Пушкинской, действовало еврейское кладбище.

Однако прочно закрепиться в Рыбинске евреям не позволяла черта оседлости – националистический закон, запрещавший постоянное жительство в Центральной России. Поводом стали жалобы купцов на конкурентов-евреев Екатерине II.

— Не имея права прописки, еврейские переселенцы находили способы продлить пребывание в городе сверх оговоренного временным свидетельством. Так, в 1857 году Евзель Гинцбург учредил Шекснинское цепное пароходство. Конторой в Рыбинске долго руководил Илья Авербах, дед известного советского режиссера. В пароходстве работали евреи из западных и южных губерний. Фирма стала «патронажной» для людей, лишенных возможности работать по профессии, — поясняет краевед Владимир Рябой в труде «Рыбинские евреи в отечественной истории».

Александр Авербах / Поэт Самуил Киссин провел детство в Рыбинске. Фото — рыбинский музей-заповедник

В законе черты оседлости были исключения: проживание в разные годы разрешали купцам первой гильдии, отставным военным, ремесленникам, госслужащим. Именно военные и ремесленники в основном и проживали в Рыбинске. К концу 1870-х из 45 глав рыбинских еврейских семейств 23 мужчины были запасниками нижних званий.

Четверо были портными, еще четверо – часовых дел мастерами, двое – перчаточниками, двое – водочными мастерами. Были матрасники и обойщики, золотых дел мастера, точильщики, пивовары, резчики печатей, машинисты и красильщики. Были купцы, юристы. И, конечно, врачи и аптекари.

Лечил рыбинцев и Исаак (Ицхак) Мордухаевич Певзнер, принимая их на дому, как делали тогда почти все доктора. Он родился в 1868 году, происходил из мещан, но сумел выбиться в люди, окончив «курс медицинских наук в Императорском Московском университете». Однако первоклассное образование для еврея в России еще не было гарантией счастливой жизни.

рыбинская семья Авербах, нач XX в. Фото — рыбинский музей-заповедник

Серьезной проблемой для врача стала религия – Певзнер не стал принимать православие, оставшись «иудейского вероисповедания». А врачу-иудею, чтобы иметь право жить в Центральной России, нужно было состоять на госслужбе. До 1902 года Певзнер служил в армии, а выйдя в отставку, поселился в Рыбинске, стал зарабатывать частной практикой. То есть деньги у него были, требовалось легализоваться, поступив на госслужбу.

И Певзнер подает прошение принять его врачом в рыбинскую тюрьму. Работа и так не самая веселая, но за его труды местные власти еще и отказались платить. Они попросту воспользовались безвыходным положением Исаака Мордухаевича.

В документах чиновники цинично указали: «Певзнер заявил желание принять на себя эту обязанность безвозмездно, с предоставлением ему лишь прав государственной службы». Об этом рассказывает ярославский историк Александр Коняев, исследователь пенитенциарной системы Российской империи.

Здание бывшей Рыбинской пересыльной тюрьмы, 1959 г. Фото — рыбинский музей-заповедник

На рубеже XIX-XX вв. власти требуют от российской тюремной системы не улучшения содержания заключенных и не облегчения условий труда сотрудников. А экономии. Беречь деньги стали, покупая заключенным плохие продукты и перейдя на бумагу малого формата для отчетов.

— Экономия приобретала самые нелепые формы. В 1910 г. ярославский губернский тюремный инспектор указывал начальнику тюрьмы: «Поезжайте лично на рынок, поторгуйтесь, делайте покупки за наличный расчет», — приводит пример Коняев.

Был и еще один проверенный способ экономии средств – урезать зарплату. «Оплата труда сотрудников пенитенциарной системы была одной из самых низких в Империи и росла чрезвычайно медленно», — пишет исследователь.

Список лиц, доставленных в марте 1917 года в Рыбинскую уездную тюрьму. Фото — рыбинский музей-заповедник

Тюремные врачи и фельдшеры стали заявлять о своих правах. Медики Ярославской каторжной тюрьмы писали в Министерство труда: «Не бывало случая, чтоб фельдшер или даже врач занимался в одной только тюрьме. Непременно есть еще где-нибудь служба».

— Желая сэкономить, чиновники не гнушались использовать и феодальные пережитки, заложенные в законодательстве Российской Империи, – типа ограничения прав евреев по национальному признаку. Об этом свидетельствует дело Певзнера. В значительной мере это была плата за его вероисповедание, — рассуждает Александр Коняев.

Выдержать работу без зарплаты Певзнер смог лишь два года: он трудился в рыбинской тюрьме в 1902-04 годах и уволился по собственному желанию. Дальнейшее исполнение обязанностей при тюрьме, с его слов, для него «явилось обременительным». Он вновь поступил на военную службу – врачом 248-го пехотного Осташковского полка.

«Но служба при тюрьме была, по-видимому, все же легче, — пишет Коняев. — Так что в сентябре 1905 г. Исаак Мордухаевич вновь вступил в обязанности тюремного врача Рыбинска».

Больница Александровского централа (каторжная тюрьма в Иркутской губернии). Фото из открытых источников. 

Некоторые поощрения все же имели место. После вручения Певзнеру ордена Станислава III ст. ему стали платить в год 240 рублей – в Ярославле столько получал в те годы младший тюремный надзиратель. И это были деньги не от Министерства юстиции, а из средств местного Тюремного комитета, доля арестантского заработка. Условия труда Исаака Певзнера были тяжелыми, подчеркивает исследователь.

— Так, в 1913 г. Певзнер заболел и отправился в 6-недельный отпуск для лечения. Он попросил сохранить ему содержание. Причиталось ему за 1,5 месяца 30 рублей – столько же зарабатывал рабочий Ярославской большой мануфактуры за 2 недели. Но доктору отказали: «За недостаточностью средств», — пишет историк.

Завершилась карьера рыбинского тюремного доктора в начале Первой мировой войны. В сентябре 1914-го Певзнера обвинили в том, что он как врач «освобождает от военной службы». Обвинение не подтвердилось, но на госслужбу врача не вернули. В 1916 г. он, покинув Рыбинск, работал врачом в Мышкине.

— Впрочем, возможно, Певзнер и сам бросил столь неблагодарную службу, как только отпала необходимость в «отработке» своей национальности: черту оседлости отменили в 1915-м, — рассуждает Александр Коняев.

Церковь Александра Невского при тюрьме Рыбинска. Фото — рыбинский музей-заповедник

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Александр 12:57 | 21 апреля 2024

Что-то в представленной истории с жертвой царского режима евреем Певзнером не так, мне так кажется. Кстати, тема ещё одного «страдальца», Авербаха, вообще не раскрыта, а в списке именитых рыбинских иудеев нет почему то нашего земляка Генриха Ягоды. Но все равно было интересно. Спасибо!

    житель Рыбинска 17:31 | 21 апреля 2024

    Более известно » Дело врачей» 1947-1953 годов.Тогда многие видные врачи -евреи были репрессированы и часть их отбывала срока в Рыбинске, некоторые после освобождения работали в больницах Рыбинска и Каменников. Но вместе с тем : Совнарком в первые месяцы Советской власти —
    Русских — 2 (Ленин,Чечерин)
    Армянин -1
    Грузин — 1
    Евреев — 18
    Военный комиссариат
    Латыш — 1
    Евреев — 18
    Русских — нет
    Наркомат внутренних дел (карательные органы ) — все евреи
    Наркомат финансов : из 30 человек 26 евреев
    Наркомат юстиции 18 евреев
    Госплан — 12 евреев ,неевреев 3 чел.
    Печать : Все двенадцать центральных газет и журналов возглавляли евреи
    Нарком просвящения — еврей
    НКВД : В составе высшего руководства в 1936 году было 14 евреев и лишь 6 представители других национальностей.
    В 1936 году из числа 115 членов Совнаркома не евреев было 18 человек.
    ЦК ВКП(б) — евреев 61 чел. ,неевреев -17 .

Страшный ЖЫД 09:26 | 22 апреля 2024

ТщательнЕе надо, товарисч!

Сколько евреев было в первом Советском правительстве

Самой живучей антисемитской басней остаётся национальный состав первого советского правительства, якобы большинство в нём были евреи. Ни для кого не является секретом, что евреи были активными участниками всех трёх русских революций прошлого века, но отнюдь не главными.

Дело в том, что такая активность была вызвана естественной реакцией на те унижения, которым подвергались евреи в Российской империи. Она была единственной страной в мире, где существовала так называемая черта оседлости, которая появилась ещё во время Екатерины Второй. Согласно закону, евреям разрешалось жить исключительно на западных окраинах империи. Для того, чтобы хоть как-то продвинуться по служебной лестнице, им было необходимо принять православие. Разумеется, большинство евреев предпочитали оставаться верными своим национальным традициям, а молодые выбрали революционный путь. Причём, многие из них, как известно, ради дела революции отреклись от своей национальности, они считали борьбу за права рабочего класса и крестьянства выше прав нации.

Байку о том, что большевистское правительство на девяносто процентов состоит из евреев, запустил бывший участник Белого движения Андрей Занкевич, эмигрировавший в США. Там под псевдонимом Андрей Дикий он публиковал свои статьи и книги, а в 1967-м году издал труд «Евреи в России и СССР».

Ни один приличный историк не признал «научности» этой работы Дикого. Более того, большинством она признана антисемитской и ненаучной. Примечательно, что сам автор оправдывается, якобы он взял свои статистические данные из других источников. Например, в качестве аргумента он приводит изданную в 1962-м году в Ирландии книгу «Правители России», её автором был католический священник Денис Фахи, известный антисемит. Правда, сам священник тоже ссылается на другой источник – на корреспондента газеты The Times Роберта Уилтона, который на протяжении многих лет работал в Петербурге. Тот в 1920-м году опубликовал книгу «Последние дни Романовых», где утверждал, что убийство царской семьи «ритуальное».

На самом деле, все перечисленные авторы – что Дикий, что Уилтон, что Фахи – то ли придумали список членов советского правительства, то ли просто наврали. Они даже путаются в количестве народных комиссаров, хотя любой школьник может проверить: сколько их было, согласно Декрету об образовании Совнаркома в октябре 1917-го года, сколько через год, уже после принятия Конституции РСФСР. Более того, некоторые перечисленные Диким и британским журналистом, никогда не были комиссарами, потому что наркоматов по гигиене, беженцам и выборам вообще не существовало.

Антисемиты также приписали некоторым большевикам такие должности, которые они никогда и не занимали. Например, Зиновьев никогда не был наркомом внутренних дел, а Протиан (на самом деле Прошьян) не заведовал земледелием. Для пущей «убедительности» они внесли в список людей, о которых вообще никто ничего не знает, их имён нет ни в одном справочнике – ничего не известно ни про таких наркомов, как Шпицберг, Лилина (Книгиссен), Лурье (Ларине) и Кауфман. Самое смешное, евреями были названы эстонец Анвельт и немцы Ландер, Шлихтер и Шмидт.

Список первого состава Совнаркома был следующим:

Председатель Совета – Владимир Ульянов (Ленин)… русский
Народный комиссар по внутренним делам – Алексей Рыков…русский
Народный комиссар земледелия – Владимир Милютин…русский
Народный комиссар труда – Александр Шляпников…русский
В Комитет по делам военным и морским входили:
Владимир Овсеенко (Антонов)…украинец
Николай Крыленко…русский
Павел Дыбенко…украинец
Народный комиссар по делам торговли и промышленности – Виктор Ногин…русский
Народный комиссар народного просвещения – Анатолий Луначарский…русский
Народный комиссар финансов – Иван Скворцов (Степанов)…русский
Народный комиссар по делам иностранным – Лев Бронштейн (Троцкий)…еврей
Народный комиссар юстиции – Георгий Оппоков (Ломов)…русский
Народный комиссар по делам продовольствия – Иван Теодорович…поляк
Народный комиссар почт и телеграфов – Николай Авилов (Глебов)…русский
Председатель по делам национальностей – Иосиф Джугашвили (Сталин)…грузин
Народный комиссар по делам железнодорожным – временно незамещённый пост
Таким образом, из пятнадцати постов десять занимали русские, два – украинцы, по одному – еврей, поляк и грузин.

Конечно, среди большевиков были и другие влиятельные лидеры-евреи, такие как Зиновьев, Урицкий, Каменев, Григорий Сокольников, Исаак Штейнберг и Исидов Гуковский. До образования СССР все они успели поработать в Совнаркоме, который формально подчинялся Центральному исполнительному комитету. Но и в ЦИКе евреи никогда не составляли большинства, всего десять процентов, а в его президиуме из почти ста человек евреями были всего девятнадцать человек.

житель Рыбинска 11:15 | 22 апреля 2024

» 200лет вместе «- А.И.Солженицин тебе в помощь. Кстати 90% начальниками лагерей и ссыльных пунктов в Главном управлении (ГУЛАГ) были евреи- Берман ,Фирин ,Кацинельсон,Коган,Финкильштейн ,Сорнуховский,Шабо,Гегель,Мезенец,Заковский,Фридберг,Пиляр,Райский,Заковский,Абрампольский,Файвалович,Зелигман ,Дерибас,Крутковский,Белицкий…
В 30х и 40х годах более половины преподавателей русского языка, литературы и истории в городских школах европейской части РСФСР были иудеями.
Самый эффективный способ проникновения во власть это смешанные браки , чем евреи пользовались очень активно.

    Тоже житель Рыбинска 12:31 | 22 апреля 2024

    Солженицына в помощь, говоришь ? Это того русского писателя, который от фронта в том самом ГУЛАГе прятался, извращал историю нашей страны в своих лживых подрывных пасквилях, а потом открыто призвал Америку, проживая там, на русских атомную бомбу сбросить?

Русский 17:22 | 22 апреля 2024

А мне обидно что после ухода Берковского из главы еврейской общины с ТВ Р40 исчезли неплохие сюжеты про наших земляков-иудеев, сделавших много для нашего города. И после их борьбы за возврат синагоги, которую поддержали и православные рыбинцы — они не взяли её для себя! И там сейчас располагается всё что угодно и лишь одна дверка для истинных верующих. Обидно. Что они всё что ли уехали или стали выкрестами?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме