Избранное Темы 21 сентября 2023 9:58

Особенности национальной индустрии

Новые окна возможностей и кадровый кризис, стремление к кооперации и проблемы импортозамещения, всеохватный оборонзаказ и развитие технологий. Межотраслевая выставка «Бизнес Ярославии», состоявшаяся на прошлой неделе на площадке Тутаевского моторного завода, проявила тенденции в развитии производств, айти-сферы и маркетинга

Операция «Кооперация»

Ярмарка контактов «Бизнес Ярославии-2023» проводится в регионе в третий раз. Это форум промышленной кооперации и, по сути, единственное выставочное мероприятие в Ярославской области, объединяющее местный бизнес.

В новом цехе ТМЗ свои стенды развернули более ста участников – организации крупного, малого и среднего бизнеса. Рыбинск был представлен дюжиной компаний, в основном промышленными предприятиями, что не случайно. В этом году фокус внимания был сосредоточен именно на производственниках.

Формат мероприятия «Я предлагаю – мне требуется» изначально сместил акцент на выстраивание горизонтальных связей между бизнесами внутри области, но не только. Например, в бирже субконтрактов заказчиками и исполнителями выступили более двадцати компаний из разных регионов, в том числе из Пермского края, Татарстана, Новосибирска и даже Луганска. На ярмарке контактов одни искали новых клиентов, другие – партнеров, третьи – работников, четвертые – технологии. Очевидно, что кооперация между предприятиями становится все более актуальной.

Трудности замещения

СВО, санкции и уход с российского рынка западных компаний изменили жизнь местных заводов и стали катализатором для целого ряда процессов, в основе которых лежит стремление заменить импортные товары и технологии отечественными.

Разговоры об импортозамещении в промышленности ведутся уже давно. Однако, как признаются сами производственники, по большей части они оставались на бумаге. И только недавно, после 2022 года, лед тронулся. В ближайшие годы тенденция к возвращению в Россию производств будет только набирать обороты.

Хорошая иллюстрация тому – опыт «Русской механики», которая производит снегоходы и квадроциклы. Около десяти лет многие комплектующие для своей техники рыбинцы закупали в Китае и частично в Европе. А теперь пытаются вернуть их производство обратно в Россию.

главный инженер «РМ» Виктор Илюхин

Почему так получилось? И как проблема решается сегодня? Об этом на круглом столе, посвященном импортозамещению, рассказал главный инженер «РМ» Виктор Илюхин:

— Вопросы импортозамещения и кооперации актуальны, как никогда. В советское время все комплектующие для снегоходов производились внутри одного предприятия, никакой кооперации не было. В 1999 году появилась разработка нового снегохода «Тайга», у которого порядка 30-40% деталей потребовали мощной кооперации, в том числе с зарубежными партнерами. В 2005 году компания была выделена в самостоятельное предприятие, и мы были вынуждены плотно заняться вопросами аутсорсинга. Столкнулись с первой проблемой — оказывается, к тому времени в России уже много чего не выпускалось, была разрушена мотоциклетная промышленность. Для сравнения: в 1980 году на территории Союза производился 1 миллион мотоциклов, в 2006-м в России их выпускалось 10 тысяч, сегодня Ирбит делает около тысячи своих мотоциклов, а Ковров, по сути, занимается китайской сборкой.

То, чего у нас в отечестве не производят, можно перечислять долго.

— Нет трансмиссий, четырехтактных моторов, светотехники. В России не могут делать тормоза. Вернее, могут – на «Уралы» (которые грузовики, а не мотоциклы), на «КамАЗы», на крупную технику. В России нет алюминиевого литья, как бы странно это ни звучало. Да, есть авиапромышленность, «Сатурн» льет изделия для себя, классные вещи делают автозаводы – но тоже для себя. А мы со своими запросами остаемся не у дел, — продолжает Илюхин.

Ситуация усугубилась в 2022-м году, который полностью отрезал от наших производителей Европу. Это стало решающим моментом для того, чтобы, не откладывая, приступить к экстренной реанимации производства запчастей внутри страны.

— Перевели производство поршней к нашим соседям в Кострому. В прошлом году вернули в Россию производство карбюраторов для снегоходной техники, — говорит главный инженер «РМ». — Сегодняшнее общение с представителями заводов показало, что возможностей много. Необходимо только понять, что нужно друг другу.

Прошли те времена, когда крупный машиностроитель или двигателист самостоятельно обеспечивал полный производственный цикл. Сейчас заводы делают ставку на аутсорсинг – кооперация с небольшими специализированными производствами дает больший экономический эффект. Выгоднее отдавать заказы и брать заказы, продавать и покупать внутри страны, а в идеале – у себя по соседству. Поиском новых партнеров, в том числе по программам импортозамещения, озабочен и крупный, и малый бизнес. В этом направлении большую работу ведет Торгово-промышленная палата Ярославской области. Тем не менее, легкими эти поиски не назовешь.

— Очень актуально расширение связей между производственными компаниями, особенно внутри региона. Ярославская область, наш родной Рыбинск богаты на развитые промышленные производства. Но зачастую два соседа не знают друг о друге и кооперируются с партнерами из отдаленных областей, — говорит Алексей Тихомиров, гендиректор «ЯрМашХолдинг». — Во что это выливается? Вырастают затраты. Усложняются логистические цепочки. Расходуется ценный ресурс времени. Вот почему найти партнеров рядом – одна из приоритетных целей для нас.

Развитие партнерства – однозначно мощный и долгоиграющий тренд, ведь речь идет не только о бизнесе, но и о национальных интересах. К решению «кооперативных» вопросов в перспективе может подключиться и государство.

— Нужна отдельная федеральная программа по поддержке межрегиональной, горизонтальной кооперации российских предприятий для производства российской продукции в целях обеспечения нашего национального технологического суверенитета, — констатирует вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

Уроки технологии

Высоко оценивают перспективы промышленной кооперации в нынешней ситуации представители айти-сферы. По словам Евгения Евстигнеева, генерального директора рыбинской компании «ИТеЯ», бизнес сейчас волнуют вопросы развития технологий, и с уходом западных фирм перед отечественными разработчиками открывается боль-шое окно возможностей.

Евгений Евстигнеев, генеральный директор компании «ИТеЯ»

«ИТеЯ» ориентирована на механосборочные производства с длительным циклом и сложными изделиями. Разработанная ими программа позволяет планировать, оценивает сроки исполнения производственного плана с учетом загруженности мощностей, контролирует снабжение, закупки, работу складов.

— Сейчас, когда многие иностранные компании ушли с рынка, нужно создавать свои аналоги, наращивать собственные мощности, — убежден руководитель. — Мы как раз этим и занимаемся — разработкой и внедрением автоматизированной системы управления ресурсами предприятия.

По словам Евстигнеева, услуги отечественных айтишников становятся все более востребованными.

— Последние два года у нас просто бум! Если раньше мы искали клиентов, то сейчас они сами находят нас. У нас сформировался пул заказов на будущее, так что на несколько лет вперед работой мы обеспечены, — отмечает он.

Интерес к рыбинским разработкам проявляют заводы не только в Ярославской области, но и за пределами региона. Среди заказчиков – наши КБ «Старт», «Фобос», «ЯрМашХолдинг», ярославский «Проммаш», ивановский «ИвКонструктив». В сотрудничестве с «ИтеЯ» заинтересовано крупное московское предприятие ОПК.

Моя оборона

Оборонзаказ больше не удел крупных игроков из пула госкорпораций. На оборонку работают и небольшие частные фирмы, и даже ИП. В Рыбинске таких немало. Эксперты называют это делом вполне закономерным. Во-первых, с СВО сильно возросли потребности в целом ряде продукции, а во-вторых, другим стал и предприниматель-производственник. Это больше не кустарь, мастерящий на коленке, а мастер высоких технологий.

— Средний и малый бизнес за последние годы существенно изменился, изменилось и отношение к нему, — отмечает Наталья Коротченкова, заместитель гендиректора Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорации МСП). — Раньше считалось, что МСП – это большей частью потребительские услуги, торговля, что они не могут быть драйвером экономики. Сегодня мы констатируем: на предприятиях малого и среднего бизнеса заняты более 30 млн человек, это совершенно другой уровень развития, это высокотехнологичные, инновационные компании, стартапы, за которыми будущее страны.

Что с руками?

Развитые предприятия, что логично, нуждаются в высококвалифицированных кадрах. А их на рынке труда нет, точнее – не хватает на всех. И ждать рабочих неоткуда. Работодатели бьют тревогу.

— Сейчас производственники завалены работой, много заказов по линии ОПК. Основная проблема – нет людей! И самое главное – не понятно, откуда они возьмутся, — рассуждает индивидуальный предприниматель Александр Зернов (профиль его производства – нестандартное оборудование). — Надо срочно на государственном уровне налаживать систему образования, чтобы готовили специалистов. Но учить в ссузах и вузах сегодня тоже некому – это еще одна глобальная беда государственного масштаба.

Александр Зернов

Сильнее других от кадрового голода страдает именно малый бизнес. В битве за опытные рабочие руки им трудно конкурировать (зарплатами, соцпакетом, бронью от мобилизации) с соперниками из другой весовой категории. Поэтому некоторые работодатели готовы сами растить для себя профессионалов.

— Наши предприятия развиваются, осваивают новые технологии, но мы постоянно сталкиваемся с дефицитом специалистов, — говорит представитель сети компаний «Лазер-проф» и НПК «Эко-бокс» (металлообработка, производство контейнеров для опасных отходов) Наталья Орлова. — Молодежь ориентирована на крупные города. Тех, кто хотел бы работать в Рыбинске, единицы.

Как и многие другие металлообрабатывающие производства, здесь ищут конструкторов-технологов, людей на рабочие специальности: операторов станков с ЧПУ, слесарей механосборочных работ, сварщиков, маляров порошковой окраски. Для молодых специалистов без опыта компания проводит обучение на рабочих местах с наставником.

Вопрос подготовки молодежи по рабочим и инженерным специальностям, убеждены производственники, тоже требует мощной кооперации. Но уже такой, что выходит за рамки формата В2В («бизнес для бизнеса»). Речь идет о связях заводов с наукой, образованием, местными и региональными властями. И это еще одна задача на перспективу, от эффективности решения которой будет зависеть технологический суверенитет страны, о котором много говорится сейчас.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме