Начиналось все «очень обычно». Алексей Тихомиров родился в Рыбинске, как он говорит, «в обычной семье»: отец – заводчанин, мама – медсестра. Учиться поступил в РГАТУ на проектирование и разработку радиоэлектронных средств. Уже на пятом курсе студент начал искать для себя дело. Вместе с однокурсником они собрали восемь стройбригад, выходили на объекты в Рыбинске.
После вуза – армия, после армии – завод. Устроился на «Сатурн» инженером-электронщиком. Тоже вполне в духе классического рыбинского сценария. Но вскоре Алексей свернул с дорожки, проторенной поколениями заводчан.
— На крупном предприятии много всего интересного, здесь работают большие умы, которые создают серьезные разработки. Но все процессы в нулевые протекали очень медленно, на мой взгляд, — вспоминает производственник. — Например, когда требовался электрик, чтобы подключить станок, ждать его можно было неделю. Мне не нравилась эта рутина. Хотелось большего простора для деятельности, более понятных перспектив в карьере, более высокого заработка. Я уволился.
После ухода с завода Тихомиров пытался заниматься маркетингом, открывал ИП, брал шабашки. Но не пошло. Поиск себя продолжился.
— В декабре 2010 года друг позвал меня поработать на станке с ЧПУ. И я устроился работать по вечерам на предприятие на Большой Тоговщинской. Через несколько месяцев стало ясно: оператор из меня так себе. Однако я интересовался производством, задавал вопросы, и меня заметили, пригласили инженером коммерческого отдела, — рассказывает Алексей Тихомиров.
Через год он уже был коммерческим директором, затем – генеральным, соучредителем. Тем временем в компании менялись собственники, и в какой-то момент молодой управленец отошел от руководства предприятием. А само производство постепенно сошло на нет.
— Были тяжелые времена. Ни работы, ни денег. Я остался один на один с кредитом в полмиллиона, который брал работникам на зарплату. Однако именно в тот момент я утвердился в мысли, что хочу и дальше заниматься металлообработкой и буду создавать свою компанию. Договорился с собственником территории об аренде промплощадки с отсрочкой платежей на три месяца. Он в меня поверил и дал возможность попробовать, — вспоминает гендиректор «ЯрМашХолдинга».
Определить на старте траекторию развития бизнеса. Выдать на рынок эксклюзивное предложение. Решив эти задачи, можно рассчитывать на результат, считает Алексей Тихомиров.
— Металлообработка – обширная производственная сфера, — говорит предприниматель. — В самом начале встал вопрос, что мы будем производить. Есть сложные детали, которые могут делать единицы. Есть очень большие детали и очень маленькие, и это другое эксклюзивное производство. А есть что-то простое, серийное – «метизка», которую могут выпускать многие. За нее большие заводы обычно не берутся, им выгоднее отдать заказ на аутсорсинг. И небольшое предприятие, как наше, может на этом зарабатывать. При условии, конечно, если эти простые детали научишься делать быстро, качественно, укладываясь в ограниченный бюджет. Такие задачи я поставил перед своим производством.
Стартовать пришлось практически с нуля. Несколько станков, два из которых в лизинге. Штат распущен. Работников, которые к тому моменту разбежались кто куда, руководителю пришлось обзванивать лично.
— Честно говоря, ребята вернулись только на доверии, — говорит Алексей. — Развивать компанию я пригласил своего друга и единомышленника Виталия Кудрякова, который и сегодня остается директором производства.
В 2018 году «ЯрМашХолдинг» – это куча кредитов, старая советская промплощадка, пять станков и шесть человек сотрудников, включая двух руководителей.
— Работали круглосуточно, по сменному графику. Все делали сами: ребятам-рабочим помогали настраивать инструмент, пилили металл на пиле, обсчитывали заказы, упаковывали, грузили, отвозили, — вспоминает Тихомиров. — Было трудно. Но через полгода дело пошло. Мы получали заказы – заказчики платили деньги. Постепенно появились еще слесари, пильщик, ОТК.
За четыре года компания выросла до небольшого, но стабильного производства. В двух отремонтированных цехах трудятся 25 человек. Двенадцать современных станков работают в режиме 24/7.
— Практически все средства вкладываем в новое оборудование, современные числовые станки. Это я понимал с самого начала: на старых ты не сможешь работать быстро и качественно. Они будут ломаться, будет много брака и убытков, — говорит предприниматель.
Золотое правило Алексея Тихомирова: на прогрессе экономить не стоит. Дальнейший рост компании руководитель видит в расширении производства и оснащении его новыми токарными и фрезерными станками. Даже несмотря на космические (для небольшой компании уж точно) цены:
— В сентябре этого года пришло два новых токарных станка, которые обошлись нам в 15 млн рублей.
Среди заказчиков «ЯрМашХолдинга» – в основном предприятия из других регионов: Санкт-Петербурга и Ленобласти, Московского региона, Владимирской, Тверской областей, Урала, Татарстана. А местных мало.
— Я считаю, что идея кооперации внутри региона имеет большой потенциал. Наша Ярославская область промышленно развитая, загруженная госзаказом. Налаживая связи по соседству, производственники выиграют, сократив затраты и оптимизировав сам процесс взаимодействия. Вот почему найти партнеров рядом – одна из приоритетных целей для нас, — говорит руководитель предприятия.
Все процессы на производстве Тихомиров привык держать на личном контроле: сколько времени занимает производство каждой детали, сколько инструмента и расходников нужно держать на складе, в каких количествах закупать материалы и так далее.
— Я понимал, что расти дальше, ведя расчеты в Excelе, не получится. За всеми цифрами можно следить только при наличии современного оборудования, на котором есть управляющая программа. Долго выбирал автоматизированную систему управления и в итоге остановился на разработке нашей рыбинской компании «Итея». Да, это дорогостоящая инвестиция, первоначальная трата – 500 тысяч рублей. Но в 2021 году нам помогло государство, оплатив из этой суммы 400 тысяч.
Предприниматель воспользовался программой поддержки Регионального центра инжиниринга. В Ярославской области малый бизнес может получить субсидию, например, на создание или внедрение технологий, разработку сложной оснастки. Для небольшого производства суммы поддержки существенные.
В этом году через РЦИ предприятие прошло сертификацию по международной системе менеджмента качества ISO 9001:2015. Сертификат свидетельствует о гарантированном высоком качестве товаров и услуг, которые соответствуют международным требованиям СМК.
— При этом мы оплатили только 10% процедуры общей стоимостью 250 тысяч рублей. Подали заявку, обосновали необходимость и получили поддержку. Если предприятие работает в белую, платит налоги и зарплату людям, инвестирует в производство, то оно может воспользоваться государственными инструментами поддержки. Проще говоря, если ты на хорошем счету, то и тебе готовы помочь, — делится опытом предприниматель.
Самые большие трудности на «ЯрМашХолдинге» возникают с кадрами. Практически нет слесарей, большой дефицит операторов станков с ЧПУ. Это беда практически всех производственников Рыбинска и Ярославского региона, в особенности малых предприятий, которые стремятся к расширению.
По мнению руководителя «ЯрМашХолдинга», привлечь людей можно, если у тебя есть новое оборудование, белая зарплата и достойные условия труда.
— Люди стали требовательнее, а конкуренция за рабочих очень серьезная, — признает гендиректор. — Сейчас многие работодатели вкладываются в создание комфортных условий. Если у тебя обшарпанные стены, холодное помещение, то, скорее всего, к тебе на работу придут временные работники. На постоянку люди устраиваются туда, где тепло, светло, современно. Мы это сразу понимали, и одним из первых отремонтированных помещений была раздевалка с душевой для рабочих, где после смены люди могут привести себя в порядок, постирать вещи в стиральной машине. Постепенно вместе с собственником промплощадки мы отремонтировали несколько производственных участков общей площадью 1200 кв. м, в цеха подвели новые коммуникации: отопление, электричество, вентиляцию, залили полы, покрасили стены, потолки.
«ЯрМашХолдинг» делится и другим интересным опытом привлечения кадров.
— Так как детали у нас несложные, слесарями мы можем брать людей, что говорится, «с улицы» – без образования и опыта. Главное – чтобы была голова на плечах и желание работать. Всему учим сами – сажаем ученика рядом с наставником, — рассказывает Тихомиров. — Кстати, мы охотно берем на производство женщин. Оператором станка с ЧПУ у нас работает девушка, и по количеству деталей она перегоняет всех парней. Женщины работают контролерами ОТК, кладовщиком, заместителем директора производства. Мой личный опыт показывает, что они ответственнее мужчин, да и, вопреки стереотипам, работа на современном производстве не такая уж грязная и шумная.
С началом СВО конкуренция за рабочие руки усилилась – на производственников свалился огромный оборонзаказ.
— А параллельно произошел резкий рост зарплат, в том числе операторам станков с ЧПУ. Мы тоже не могли остаться в стороне от этого тренда, — говорит руководитель. — Сейчас 65 тысяч рублей, пожалуй, самая маленькая зарплата у нас на производстве, в среднем ребята зарабатывают 80-85 тысяч. Поскольку детали простые, человек может одновременно работать на трех-четырех станках и повышать свой заработок.
Алексей Тихомиров сравнивает бизнес со спортом. Чтобы быть в хорошей форме, требуется внутренний ресурс. А чтобы справляться с трудностями, нужно научиться побеждать себя.
— За достижения предприятия, за выход на новый виток развития приходится расплачиваться бессонными ночами. Следом приходит конец иммунитету, — откровенно говорит производственник. — В какой-то момент я ушел в спорт, стал больше бегать. Это помогает. С утра оперативку провел – проблем масса. Километров десять пробежал – и вроде все не так уж и плохо. У меня на работе стоит велотренажер. Можно тренироваться без отрыва от производства: крутишь педали и общаешься с заказчиками, поставщиками, находишься на связи с цехами.
В своем увлечении спортом Алексей не одинок. Вместе с директором производства Виталием Кудряковым они занимаются триатлоном, много тренируются, участвуют в марафонах в Ярославской области и за ее пределами.
Последнее достижение Алексея Тихомирова – «железная» дистанция на соревнованиях по триатлону «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Общая протяженность трассы – 226 километров. В июле этого года он преодолел ее за 14 часов 15 минут и 7 секунд.
— Пять лет я смотрел на «железных» участников этого марафона как на людей с другой планеты. Казалось, это нереально — 3,8 километра проплыть, потом гнать на велосипеде 180 км и после всего этого надеть кроссовки и пробежать марафонские 42,2 км. Сначала я не замахивался на «железную» дистанцию. Но постепенно пришла уверенность в своих силах. И за три недели до старта мы решили зарегистрироваться. Преодолеть себя – вот что самое сложное! — утверждает Алексей.
Он признается, что личное спортивное достижение изменило его мышление, привычный взгляд на бизнес и на самого себя.
— В человеке заложено много внутренней силы, о которой ты сам не знаешь, пока не попробуешь преодолеть себя. В бизнесе то же самое, — проводит параллель предприниматель. — Раньше моей целью было десять станков. Сейчас я перешагнул этот рубеж – их у нас уже двенадцать, на подходе тринадцатый. Но я отчетливо понимаю: это не предел.
У Алексея Тихомирова амбициозные планы на будущее «ЯрМашХолдинга».
— Есть огромное желание развиваться, открывать новые горизонты и идти вперед, — говорит он. — Производство каждый день нужно улучшать и ускорять, чтобы оно работало 24/7. И масштабировать его. Моя мечта – управлять огромной компанией с тысячами сотрудников.
Молодец, вот только не надо тринадцатого станка, должен быть сразу четырнадцатый! Новых успехов и крепкого здоровья производственниками!
Новых успехов и крепкого здоровья производственникам!