Для того чтобы получить приглашение во французский замок Hennessy, не обязательно быть мировой звездой, миллиардером или крупным политиком. Достаточно просто любить свое дело и… печь тортики и пирожные.
Елена Кознова – известный в городе шеф-повар и кондитер. Она выросла в семье профессиональных кулинаров. Бабушка работала в пирожковом цехе, продавала на улице беляши и пышки с пылу с жару, тетя трудилась на хлебозаводе. Маленькая Леночка с детства видела, как месят тесто, делают начинку. Повзрослев, она сразу решила, что будет готовить – много, вкусно, для большого количества людей. Она организовывала работу в Рыбинске таких ресторанов, как «Пристань», «Бурлак», «СупBerry».
Одни из самых ярких впечатлений из детства у Елены Козновой связаны с бабушкой – человеком советской закалки, которая, имея пятерых детей, умудрялась трудиться на трех работах. Она работала в пирожковом цехе на Захарова, вставала до зари, чтобы успеть приготовить начинку, потом продавала свежие пирожки на улице, а еще подметала улицу. Частенько бабушка брала с собой маленькую внучку.
Сладкие ароматы выпечки окружали Елену все детство. Уже тогда у нее зародилась любовь к поварскому искусству. После школы девушка окончила училище и пришла работать в столовую Рыбинского приборостроительного завода кондитером.
— Это было суперсовременное по тем временам предприятие общественного питания. На первом этаже высокого здания находился диетический отдел, выше – два этажа со столовыми залами, на самом верху – кондитерский цех, – вспоминает она сегодня. – Работа здесь была благословенным временем, когда любимое дело спорилось, приносило моральное и материальное удовлетворение.
Одним из знаковых моментов в профессиональной судьбе Елены стало приглашение на собеседование в открывающийся ресторан «Пристань» в ЦЛС «Демино», где меню разрабатывал известный шеф-повар Константин Ивлев. «Сосватала» ее туда подруга, которая много раз заказывала у кондитера фирменный «Наполеон», который та пекла дома по бабушкиному рецепту.
— Собеседование проводила директор ЦЛС Ольга Лилеева, которая курировала строительство гостевых домиков, организовывала ресторан. Помню, она тогда спросила, не сложно ли мне в 36 лет менять свою устоявшуюся жизнь, переходить на новую работу. Я ответила, что боятся некогда — надо браться и делать, а без движения вперед мне становится скучно жить, – рассказывает Елена.
Лилеева отправила кулинара на обучение и стажировку в легендарное московское Vogue cafe.
— Это самый центр столицы, Кузнецкий мост. Казалось, что я попала в какой-то другой мир – стильный, вкусный. В кафе даже была отдельная витрина для тортов и пирожных, и витринщик – специальный человек, который выставлял кондитерские изделия, общался с гостями, рассказывал о кондитерских изделиях, – говорит Елена.
Тестирование по итогам обучения проводили несколько критиков, включая очень придирчивого избалованного хорошей кухней дизайнера ресторана «Пристань» Марка Патлиса. Он командовал – сделайте, Елена, чизкейк, подайте Эстерхази, мильфей, эклеры и ваш фирменный «Наполеон». И мастер делала – пекла, варила заварной крем, посыпала вкусняшки миндальными лепестками.
— Эти торты и пирожные – своего рода проверка для кондитера. Именно их чаще всего заказывают гости ресторанов и кофеен, знающие толк в сладостях, – рассказывает Елена.
Проверку она прошла с честью. За три года работы в «Демино» Елена разработала много новых вкусных рецептов. На ее карамелизированные блинчики гости специально ехали из Ярославля. Приезжали, лакомились и отправлялись обратно. Еленин чизкейк с шоколадными профитролями уже почти двадцать лет в топе лучших десертов местного ресторана.
Стремление к переменам и новым впечатлениям у Елены в крови. После «Демино» она поехала в Москву, где работала в ресторане «Облака» шеф-кондитером.
— Меня приглашали на открытие первой олимпийской трассы в сочинском «Роза Хутор», где я делала торт-макет в виде этого спортивного объекта, – вспоминает Елена.
Трудолюбие и талант помогли ей побывать в сказочном месте — французском замке Hennessy в провинции Коньяк. Там она вместе с коллегой Вячеславом Казаковым соревновалась с французами в мастерстве приготовления закусок к благородным коньякам. Освещать исторический кулинарный поединок в одном из живописнейших уголков Франции съехались более десятка журналистов, пишущих для авторитетных изданий о ресторанном бизнесе.
Елене предстояло сделать гармоничное вкусовое дополнение к коньяку 120-летней выдержки. Им стал фирменный медовик.
— Так как я не знала, смогу ли найти хороший мед, решила привезти медовое тесто с собой из России, – рассказывает кулинар.
Блюда русских гостей произвели фурор своей изысканностью и тонким вкусом. Это было особенно приятно. Все же французы, как никто, знают толк в хорошей кухне и гостеприимстве.
В столичном ресторане в свободное время она часто бывала на кухне, где работали повара. Наблюдала, впитывала и, когда вернулась в Рыбинск, сама встала к плите.
— Кондитеры часто идут в повара, наоборот — редко. Кондитерское искусство более тонкое, здесь ошибки соусом не замаскируешь, – говорит мастер.
После московского темпа работы, когда меню в популярном ресторане обновляется часто, Елена с воодушевлением взялась за ресторанное дело в родном городе. С разницей в несколько лет она организовывала работу ресторанов «Бурлак» и «СупBerry» в качестве шеф-повара. Везде прежде всего решала кадровый вопрос.
— Иногда на собеседование приходили, мягко говоря, странные люди. Потенциальные повара спрашивали, а что, у вас здесь и книжки почитать некогда? — рассказывает Елена. Для нее отдых во время рабочей смены — нонсенс. Кулинар вспоминает, в каком бешеном ритме трудилась, будучи на стажировке в элитном ресторане Копенгагена, куда посетители записывались за полгода. Там поварам до обеда не разрешалось даже стакан воды выпить, максимум – в туалет сбегать. На смену они заступали ранним утром, а обед у них начинался в три дня. К концу рабочего дня даже крепкие парни-повара валились с ног от усталости. А вот в итальянском ресторане, где Елене также удалось набираться опыта, все было по-другому. Здесь для работников старались создавать хорошие условия. Стоял большой стол, где всегда было много разнообразной еды, закусок. Любой повар мог перекусить во время работы.
— А еще меня поразило отношение итальянцев к продуктам. В их ресторанах прекрасные заготовительные цеха. Они одну мясную тушу могут разделывать восемь часов. Все части аккуратно отделят, почти все пустят в дело. Даже картофельную кожуру они не выкидывают, а специальным образом перерабатывают и используют при приготовлении вкуснейшего картофельного хлеба. С растопленным маслом — это просто объедение, – продолжает Елена.
Многие европейские идеи шеф-повар внедряла в рыбинском общественном питании. При этом не забывая о национальной специфике. Например, любви русских людей к всевозможным супам. В том же «СупBerry» насчитывалось более 20 видов всевозможных супов, в том числе экзотических, таких как кокосовый тайский. Рецепты многих — удачное решение Елены.
Работая шеф-поваром, она была в вечном поиске новых рецептов и хороших продуктов.
— Когда начался курс на импортозамещение, стали в дефиците хорошие французские сыры и многие другие продукты, пришлось искать отечественных поставщиков. И они нашлись. Например, я с удивлением открыла, что дальневосточные креветки намного вкуснее импортных, – рассказывает о нюансах работы повар.
— Однажды я сказала дочери: если мне будет плохо – вези меня на работу, – смеется Елена.
За долгие годы она настолько сроднилась со своей профессией, что не только не представляет жизнь без приготовления чего-нибудь вкусного, кулинария для нее – целая философия.
— У вкусной еды сильная энергетика. Готовя ее, я словно общаюсь с людьми, даю им силу двигаться дальше, – говорит мастер.
Несколько лет назад она начала работать на себя, арендовав кондитерский цех в «Заводе». Елена делает торты и пирожные на заказ, а также поставляет в кафе и рестораны города.
Ей нравится сочетать вкусы. Например, гуаву с клубникой.
— Находкой для меня стала фасолевая паста. Она имеет приятный вкус и идеально подходит для изготовления цветов и украшений на торте, которые получаются натуральными, — делится секретами кулинар.
Несмотря на то, что рыбинцы консервативны в своих сладких предпочтениях, часто заказывают классический бисквитно-кремовый торт «Сказка», «Полет» с безе, «Подарочный» с орехами, есть ценители, готовые пробовать новенькое, тем самым подстегнуть Елену двигаться вперед.
Отличная статья! Елене Вячеславовне респект, за служение своему делу! Хочу, по доброму, заинтриговать блюдом, под названием «Жареное мороженое». Да, да. Не удивляйтесь, есть такое, и оно выше всяких похвал. Индивидуальный рецепт кондитера Натальи (страну не буду озвучивать). Подача в вафельной корзинке. Елена Вячеславовна, сможете сотворить сие творение?