Темы 23 декабря 2023

Мы строили-строили

Вспоминаем, как 83 года назад возвели дорогу Ярославль-Рыбинск

Сегодня сложно представить, но до 1940-х годов дороги между Ярославлем и Рыбинском практически не существовало – это была грунтовка, раскисавшая в распутицу, буграми подмерзавшая в мороз.

Для сообщения активно пользовались железнодорожными путями, водным волжским путем, а привычной сегодня дорогой ездили лишь летом и только на лошадях с телегами – и много ли увезешь на лошади?

А вокруг уже кипела индустриализация, на молодых заводах тысячами собирали грузовики, страна остро нуждалась в развитой транспортной системе.

Тем более в 1936 году Ярославская область значительно расширилась, включив, кроме территории Ярославской губернии, еще значительную часть костромских земель и Переславский уезд Владимирской губернии. Все эти уголки требовалось объединить.

Колхозники Даниловского района на мощении трассы

Большие планы дорожного строительства в СССР наметили на третью пятилетку – 1938-42 годы. Именно в нее и вошел проект «прокладки гужевой автодороги между Ярославлем и Рыбинском». Участок между крупнейшими городами региона требовалось срочно благоустроить, вымостить камнем. Путь между городами новая дорога сокращала до 80 км. Ведь до ее строительства ехали через Ростов и Углич более 200 км.

Новая дорога стала первой в области, созданной методом народной стройки. Каменку возводили общими усилиями, всем миром — здесь, сменяя друг друга, трудились рабочие со всего региона.

— Решение о строительстве приняли в августе 1939-го. В протоколе отметили: это инициатива рабочих Константиновского завода им. Менделеева, поддержанная коллективами заводов, фабрик и колхозов Ярославской области, — сообщают сотрудники рыбинского филиала Госархива. – Строительство дороги признали одним из главных событий 1939 года, выходящим значением за рамки областного масштаба.

Сначала провели большую подготовительную работу: заготовили и подвезли камни и песок, припасли инвентарь, обучили кадры, разметили местность, определив очертания новой дороги.

Работы планировали начать от Ярославля: осенью 1939-го вымостить 13,5 км от фабрики «Красный Перевал» до Константиновского нефтеперегонного завода, а оставшейся трассой заняться в 1940-м.

Укладку мостовой и строительство мостов предполагалось завершить до холодов и сдать дорогу к 7 ноября. Общая стоимость дороги составила 23 млн. рублей (при средней зарплате рабочего в те годы 300 рублей).

— Дорогу с твердым покрытием на 80 км обычно строили несколько лет. Закончить работы за год стало возможным за счет привлечения большого количества людей, — поясняют архивисты.

В строительстве участвовали жители 28 районов Ярославской области, командированные от колхозов и предприятий. Кроме постоянного штата рабочих и инженеров, здесь трудилось местное население, подключавшееся к стройке время от времени.

— Ежедневно на дорогу выходили две тысячи работников: они готовили и перевозили песок и гравий, укладывали дорожное полотно. Не раз бывали массовые субботники, где участвовали от 10 до 25 тысяч человек, — это заводчане выходили на стройку вместо выходного. Трудились и комсомольские бригады – их специально обучали на десятников, мостовщиков, грейдеристов, трактористов, — перечисляют в архиве.

Обед для строителей дороги

Пригорки и ямы требовалось выровнять: для этого рабочие в одних местах возводили высокие земляные насыпи, в других – копали глубокие выемки в грунте. Чтобы расширить трассу, они снимали дерн, рубили лес и корчевали пни. А для укладки мостовой дробили камень.

Бригады сами проектировали специальные устройства, которые облегчали бы их труд: например, они придумали автоматический желоб для подачи песка на дорожную насыпь.

— Трудились на трассе и днем, и ночью, и в мороз, и в дождь. К примеру, даже в ненастье продолжали подвозить песок и камни с места их добычи к месту укладки дороги, — пишут архивисты.

Мощение дороги не останавливали и в мороз

Строительство автогужевой дороги Ярославль-Рыбинск закончили в срок – 7 ноября 1940-го уложили последний камень булыжного покрытия мостовой. За год провели колоссальную работу: на трассу вывезли 100 тыс. кубометров песка, заготовили и вывезли 700 тыс. кубометров камня для мостовой.

На протяжении дороги построили 80 больших и малых мостов через препятствия. В их числе – деревянные мосты через реки Печегду, Рыкушу, Ководь. Сложный болотистый участок, раньше доставлявший немало проблем при проезде, тоже был аккуратно замощен.

На обочинах дороги высадили молодые деревья, чтобы защитить дорожное полотно от разрушения и снежных заносов.

В итоге длина новой трассы составила 80 км, ширина – 10 метров, ширина булыжной мостовой – 6 метров. Усилиями жителей области вместо «грязной, избитой ухабами, рытвинами дороги» появился новый благоустроенный тракт.

Рабочих, особо отличившихся на строительстве, поощряли деньгами и дефицитными товарами: шерстяными костюмами, брюками, отрезами тканей, даже ботинками и туфлями.

И никто их них не догадывался, что всего через полгода по этой дороге поедут из Рыбинска в Ярославль подводы с новобранцами на фронт.

Н.И. Вершинин — бригадир бригады Мологского района, стахановец

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Александр 10:59 | 23 декабря 2023

А вот с тем, что «никто не знал», лично я согласится не могу. Её и строили ударными темпами, потому что знали. За рассказ автору спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме