У бухгалтера Ольги Березиной из Рыбинска есть не совсем обычная подруга. Это девочка-подросток из детского дома. Вместе они ходят в кино, кафе, на мастер-классы, гуляют и просто общаются. Их знакомство произошло год назад благодаря фонду «Дети наши» и его проекту наставничества. Он нацелен на то, чтобы найти детям-сиротам взрослых товарищей, которые помогут адаптироваться к самостоятельной жизни.
Благотворительный фонд «Дети наши» работает в Рыбинске с 2019 года. В нашем городе он реализует несколько направлений, одно из них направление наставничества «Будем вместе». В нем принимают участие воспитанники рыбинских детских домов до 18 лет и взрослые волонтеры.
Это не очередные назидающие взрослые (у ребят уже есть воспитатели в детском доме и учителя в школе), а друзья, старшие товарищи. Наставники не спонсоры, в паре нет места товарно-денежным отношениям. И наставничество не является промежуточной ступенью к опеке или усыновлению. Это одна из причин, почему участниками проекта являются подростки старше 12 лет: в таком возрасте человек способен понимать сущность отношений между наставником и подопечным и не питать лишних иллюзий.
— Наставник – это человек, который становится другом для подростка. Он приезжает несколько раз в месяц, как правило, по выходным, и общается со своим подопечным, — объясняет Екатерина Степченкова, координатор направления наставничества благотворительного фонда «Дети наши». — Его задача заключается не в том, чтобы воспитывать ребенка, читать ему нотации и заставлять себя слушать, он призван стать для подростка одним из самых близких людей, на которого всегда можно опереться, и создать как можно более доверительные отношения. Волонтер-наставник должен показать и рассказать подростку, как можно жить и преодолевать трудности, что делать в той или иной ситуации, научить взаимодействовать с людьми за стенами детского дома.
Одна из таких пар – это Ольга и ее подопечная Лера (имя девочки изменено). Молодая женщина работает главным бухгалтером в детском саду, у нее двое детей. В проект наставничества ее привел случай.
— Однажды ВКонтакте я увидела пост одной девушки о том, что она является наставником фонда «Дети наши». Она интересно описывала свой опыт: как они проводят время с подопечным, об их отношениях, эмоциях. Я была очень впечатлена всем этим – и тоже подала заявку, — рассказывает Ольга.
Решение попробовать себя в качестве наставника для подростка из детского дома не было импульсивным.
— На вопрос, зачем вы в проекте, все обычно говорят: «Мы хотим помочь детям». Однако на самом деле это не совсем так. Каждый идет в проект, прежде всего, чтобы закрыть свой гештальт, решить свои задачи, — признается волонтер. — Моя мотивация такова: мне очень нравится преподавать. И хотя у меня есть педагогическое образование, работаю я с бумагами и цифрами. «Быть учителем» с родными детьми тоже не всегда получается – им хватает педагогов в школе и садике. А здесь у меня появилась возможность реализовать свою глубинную потребность – делиться знаниями.
В семье идею Ольги стать другом для подростка из детского дома поддержали. Домашние оказались не против раз в неделю отпускать маму и жену на встречу с подопечным.
— Дети очень хорошо восприняли эту новость. Муж был бы готов даже усыновить ребенка, но для меня это слишком ответственный шаг и сложное решение. А наставничество как раз является приемлемой альтернативой.
По словам Екатерины Степченковой, наставником для подростка, который воспитывается в детском доме, могут стать люди в возрасте от 23 до 55 лет. Важным фактором являются личностные качества человека: эмоциональная устойчивость, коммуникабельность, открытость, готовность поделиться своим личным опытом. Еще один принципиальный критерий отбора – социальная успешность.
— Это вовсе не означает, что кандидат должен быть богат или занимать высокое положение в обществе, — поясняет сотрудник фонда. — Важно лишь то, что сам он чего-то уже добился в жизни, например, получил образование, овладел профессией. Иными словами, у него есть те навыки и тот опыт, которых нет у его будущего подопечного и которые смогут подростку пригодиться в жизни.
Спустя несколько дней, после того как Ольга заполнила анкету на сайте фонда, ей позвонил психолог из фонда. Он ближе знакомится с кандидатами, подробно объясняет роль наставника. И если человека все устраивает, и он подходит для проекта, его приглашают на обучение. Обучающие тренинги проходят в Ярославле и в Рыбинске.
— Тренинг длится два дня, и за это время будущий наставник узнает об особенностях отношений с детьми-сиротами и о сложностях, с которыми он может столкнуться. Дальше человеку дается несколько дней на размышление, чтобы все хорошо обдумать и взвесить. И если он решается принять участие в проекте, то созванивается с психологом и приносит все необходимые документы: справки из психо- и наркодиспансеров, справку об отсутствии судимости и флюорографию, — рассказывает Екатерина Степченкова.
Дальше предстоит глубинное интервью. Психологическая диагностика, обсуждение уточняющих моментов. Важно, чтобы в паре было комфортно всем: и наставнику, и подопечному. И только после этого психолог приступает к подбору пары. Подопечным для женщины может стать и юноша, и девушка, а для мужчины – только юноша.
— Мы не сами выбираем ребенка. Этим занимается специалист, который учитывает особенности подростка и взрослого, чтобы они подходили друг другу. Процесс может быть не быстрым, так что нужно запастись терпением. Например, мне подобрали девочку только через полгода, — рассказывает Ольга Березина.
Если вы хотите стать наставником, можете заполнить анкету на официальном сайте фонда «Дети наши» либо связаться с координатором проекта по телефону: 89622110788
— Первый раз с Лерой (имя изменено) мы встретились в стенах детского дома, — вспоминает волонтер. — О своей подопечной я знала только ее имя. Конечно, не обошлось без стеснения и чувства неловкости. Для каждой из нас это был новый опыт. Во второй раз было уже легче. Я приехала в детский дом с настольной игрой. К нам присоединились другие девочки, и мы очень хорошо пообщались, попили чаю. В комфортной, неформальной обстановке нам удалось наладить контакт.
В феврале исполнится год, как Оля и Лера общаются. За это время каждая из них сделала для себя массу открытий.
— Мне хочется показать положительные примеры, как люди могут дружить, отдыхать, реализовывать себя в работе, в творчестве, в семье, — говорит наставник. – Сейчас Лере пятнадцать, впереди самый сложный период, когда она покинет детский дом и начнет свою взрослую жизнь. Хорошо, если она войдет в этот мир подготовленной, и у нее будет к кому обратиться. Ведь если у ребенка из детдома нет близкого человека за его пределами, то, скорее всего, он повторит печальную судьбу своих родителей. Плохая компания, пагубные пристрастия, криминальные истории, в итоге человек остается ни с чем. Самостоятельно сироте трудно вырваться из этого круга, и он погружается на дно.
Чтобы будущая выпускница детского дома обрела твердую почву под ногами, Ольга старается поддержать ее стремление учиться и получить профессию. И конечно, показать разные возможности. Здорово, когда в этот процесс включаются предприниматели. Речь не обязательно о деньгах и подарках! Выделить пару часов времени, провести мастер-класс, экскурсию по предприятию, рассказать о себе – это уже большая помощь для подростка.
— Лера мечтает стать швеей. В прошлом году мы ходили на мастер-класс к рыбинской швее Ефросинье Ковалевой, где она сама сшила себе футболку. Но важнее другое – она своими глазами увидела швейное пространство и узнала историю предпринимательницы, которая всего добилась сама, благодаря труду и усердию. Ефросинья рассказала, где она училась, как открывала свой бизнес и сейчас зарабатывает шитьем. Еще одну историю успеха Лера узнала от визажиста Ольги Набиуллиной, к которой мы ходили на мастер-класс по макияжу. Это были вдохновляющие встречи!
Для нас пирожные в кафе, аттракционы в сквере, прогулки на электросамокатах, посещения музеев – вещи, конечно, приятные, но все же довольно-таки обыденные. А для детей из детского дома – это события неординарные, из ряда вон, это другая жизнь, недоступная для них. Это пример, как интересно можно жить, и стимул стремиться к этой лучшей действительности.
Огромное впечатление на участниц проекта произвел «Фэшн-фест», который проводил Ефим Черемнов вместе с ДК «Вымпел». Организатор предложил билеты всем наставникам и подопечным Рыбинска.
— Девочки были в восторге от нарядов, причесок. Для них это огромный опыт: они видят, какими могут быть люди – преуспевающими, счастливыми. И для этого не обязательно быть гением и учиться на одни пятерки в школе, достаточно развиваться в том направлении, которое тебе нравится, — убеждена Ольга Березина.
Однако вовсе не обязательно каждую встречу с ребенком превращать в шоу. Можно просто гулять или болтать обо всем за чашкой чая. При этом общение в паре не игра в одни ворота. Радость и пользу получают обе подруги.
— Я учусь у Леры открытому взгляду на мир, непосредственности. Могу обратиться к ней, узнать мнение, как общаться со своими детьми, так как она ближе к ним по возрасту: «А на твой взгляд, как лучше поступить в такой ситуации? Что бы ты почувствовала, если…», — делится волонтер. — И, конечно, мне приятно, что я делюсь знаниями, и человек их принимает.
Однако быть наставником не так просто, как может показаться. За прогулками и развлечениями стоит огромная работа, прежде всего, над собой.
— Это реально тяжелый труд. Нужно понимать, что в какие-то моменты нужно себя перебороть. Мне повезло: Лера очень добрая, отзывчивая, коммуникабельная. Но трудности в общении возникают, — признается Ольга Березина. – И со своими-то детьми иногда сложно разговаривать, что говорить о детях, у которых за плечами есть травмирующий опыт. Часто ребята из детского дома не могут выразить свои мысли, эмоции, просто потому что не хватает словарного запаса. Но постепенно картина меняется к лучшему, и это радует.
Открытием для наставника стало то, в детском доме между воспитанниками редко завязываются дружеские отношения, так как между ними очень сильна конкуренция за внимание. У них не развито чувство привязанности к людям. Вместе с Ольгой Лера учится дружить, проявлять участие, по кирпичику строить отношения и дорожить ими.
Несмотря на все трудности, Ольга ни разу не пожалела, что пришла в проект. Осознавать, что ты являешься частью той силы, что помогает оздоровлять общество, дорогого стоит.
— Ты чувствуешь свою нужность, видишь, как с твоей помощью меняется человек, — говорит она. — Ребятам из детского дома очень важно знать, что у них есть кто-то, кому они могут доверить свои сокровенные мысли, друг, к которому они могут обратиться, и он поддержит.
Наставник тоже чувствует поддержку – со стороны фонда.
— С нами всегда на связи психолог. Если возникают сложные моменты, она консультирует по телефону. Можно приехать на личную встречу в Ярославль, проговорить, что тебя волнует, и получить грамотный ответ.
Получить совет можно и от другого наставника. Волонтеры общаются между собой, обмениваются опытом и встречаются на мероприятиях, которые организовывает фонд.
Есть пары, где ребята уже выпустились из детского дома, но продолжают общение со своими старшими товарищами. И это действительно здорово.
По данным фонда «Дети наши», у 21 воспитанника детских домов в Рыбинске уже есть наставники. Но еще более десяти ребят ждут своих больших друзей. Особенно не хватает волонтеров-мужчин, которые могли бы стать примером для мальчишек, показать им, как они строят семьи, добиваются результатов на работе, справляются с трудностями.
Наставничество и дружба это ,конечно, хорошо .А как обстоят дела с предоставлениям детям — сиротам жилья в Рыбинске ,которые достигли совершеннолетия ? Ведь закон РФ обязывает муниципалитет делать это.