В последнее время эта профессия стала в Рыбинске популярной. К нам приезжает все больше гостей, которые хотят интересных и подробных рассказов о рыбинских достопримечательностях.
Среди рыбинских экскурсоводов – экономисты, музейные работники, краеведы. Объединяет их интерес к истории родного города и желание рассказывать о ней гостям Рыбинска.
О трудовых буднях говорим с гидами Ириной Галдеевой, Анастасией Смирновой-Макаровой, Ириной Шибаевой и Александром Карамышевым.
Ирина Галдеева:
— Неиссякаемый интерес к своему городу, гостям и постоянное желание учиться. Работа экскурсовода не так проста, как кажется на первый взгляд. Как ни странно, история – живая наука. Она умеет удивлять сюрпризами из прошлого. Поэтому профессиональный гид всегда должен быть погружен в актуальную информацию. Нужно постоянно отслеживать все краеведческие исследования, общаться с краеведами, уточнять вопросы. Экскурсовод говорит лишь процентов 30 из того, что он знает. Остальное – в ответах на вопросы.
Да и хорошая физическая форма не помешает, выносливость, дикция. И всегда отличное настроение.
Александр Карамышев:
— Любить свой город, страну, иметь искренний живой интерес. Быть коммуникабельным и остроумным. Людям, которые приехали впервые, нужен проводник, а не радио. Когда я начинал в 2020 году, казалось, что конкуренция среди экскурсоводов средняя. Сейчас она растет, как и поток туристов. Это хорошо – конкуренция приводит к развитию. Думаю, в ближайшее время гиды начнут специализироваться. Кто-то закроет эконом-сегмент, кто-то премиум, кто-то будет работать с детьми. Появится больше интерактивных программ, мастер-классов, квестов.
Ирина Шибаева:
— Экскурсия – это своего рода моноспектакль, надо уметь играть роль хорошо. И пусть нас, экскурсоводов, будет много. При этом все должны хорошо работать, чтобы к нам ехало все больше и больше туристов. Сейчас многие приезжают мини-группами – либо в одиночку, либо семьей – и хотят для себя индивидуального экскурсовода. Это нужно учитывать, а также быть готовым к тому, что даже небольшой группой порой работаешь целый день.
Анастасия Смирнова-Макарова:
— Любознательность и хорошая память. А еще – любовь к людям и умение с ними общаться. Если хотя бы одного компонента не хватает, хорошего экскурсовода, скорее всего, из вас не получится. Нужно иметь широкий кругозор, знать информацию не только о городе, уметь в разных ситуациях включать исторические анекдоты.
Ирина Шибаева:
— Большинству туристов нравится наш исторический центр, где наведен порядок: фасады, вывески, Волжская набережная. Туристам нравится гулять у Вечного огня. Среди других популярных объектов – самолет. Девять из десяти ахают, когда видят это сооружение, остаются под большим впечатлением. В восторг гости приходят от топиариев в Карякинском саду. Чего не хватает? Хочется отдельную экспозицию, посвященную промышленности города.
Анастасия Смирнова-Макарова:
— Гости хотят видеть примерно один и тот же набор достопримечательностей – Красную площадь, вывески, собор, костел, пожарную каланчу, памятник Остапу Бендеру. Кто-то хочет узнать больше о купцах или о том, что ели наши предки. Как правило, Рыбинск нравится. Но не хватает развлечений. Пока из всего ассортимента есть только несколько музеев. А у нас река и водохранилище, но очень мало возможностей прокатить по воде туристов. Или полеты на самолете – они тоже недостаточно раскручены.
Александр Карамышев:
— У большинства гостей реальность превосходит ожидания. Сначала думают, что Рыбинск – обычный заводской город, но когда видят целые кварталы малоэтажной застройки, стилизованные вывески, благоустроенную набережную, узнают, какое огромное количество великих людей были так или иначе связаны с Рыбинском, проникаются уважением. У меня в 90% случаев отзывы самые положительные.
Мне кажется, можно больше устанавливать малые архитектурные формы. По некоторым ярким персонажам не хватает мемориальных табличек или тех же небольших скульптур. Но главное очевидно: продолжать благоустройство центральной части, расширять площадь приведенной в порядок территории. А еще продолжать практику насыщения старых кварталов точками культурного притяжения. За последние пару лет в центре обосновались Хороший театр, Музей новогодней истории, галерея им. Ошанина, Литературный музей.
Ирина Галдеева:
— С 2011 года, когда я начинала водить экскурсии, у туристов изменилась реакция на город. Сейчас им хочется возвращаться. Рыбинск – не на два дня! Мои гости приезжают и в третий, и в четвертый раз – мы всегда находим что-то новое. А не хватает гостиниц, туалетов, парковок. И доброжелательный персонал у нас далеко не везде, к сожалению. Еще надо продолжать приводить в порядок улицу Чкалова, особняки на ней не хуже, чем на Крестовой. Обязательно благоустроить улицу Пушкина. Это ведь основной путь туристов с железнодорожного вокзала.
Анастасия Смирнова-Макарова:
— Иногда туристы спрашивают: где тут у вас Родина-мать? Они, конечно же, имеют в виду памятник Волге. Приходится объяснять – извините, но это не Волгоград, это Рыбинск.
Александр Карамышев:
— Чаще всего курьезы связаны с историей создания Рыбинского моря. Эта тема обросла кучей мифов, наверное, каждый пятый турист рассказывает мне про прикованных цепями к домам мологжан, взорванные вместе с прихожанами храмы и тому подобные вещи.
Ирина Галдеева:
— Увидев портрет Екатерины II с надписью «Граду быть» на доме в Преображенском переулке, туристка долго смотрела на изображение, а потом спросила: «Почему граду быть?» Я удивилась, ведь до этого рассказывала, что при императрице Екатерине слободе был присвоен статус города. «Аааа, град – это про город, а я думала – про осадки». Теперь я иногда предупреждаю, что императрица Екатерина у нас не синоптик.
Ирина Шибаева:
— Была у меня семейная группа – глава семейства, жена, теща, сестра и ребенок. В самом начале экскурсии мужчина подошел ко мне и попросил не водить их в ювелирный магазин. Причины, думаю, понятны. Но в ходе экскурсии мы зашли в Дом фарфора. Дамы были в полном восторге — им понравилось здание, интерьеры, продукция. Они там купили чайные пары, разную посуду. Выйдя из магазина, я поймала на себе недовольный взгляд главы семейства. Подошла к нему – вы же про ювелирный говорили, а про посуду нет, так что уж извините. А с другой стороны, посмотрите-ка – все домашние довольны. Счастье? Конечно!