Темы 3 марта 2024

Учить – дело семейное

Рассказываем о династии педагогов Масленниковых, которая зародилась в конце XIX века в Глебове

В 1872 году в селе Глебово Рыбинского уезда открыли трехклассное училище для крестьянских детей. Здесь преподавал педагог Сергей Масленников, возглавлявший училище сорок лет, с 1879 по 1919 год.

В Глебове он был личностью легендарной: создал ботанический сад с экзотичными растениями, организовал пасеку и метеостанцию, собрал пожарную дружину. А еще он положил начало учительской династии: десять его сыновей и дочерей тоже стали педагогами. Расскажем о нем подробнее.

Сергей Масленников с семьей в саду, 1913 год

…Трудовые династии раньше заменяли колледжи и вузы: отец горшечник, кузнец или лекарь обучал ремеслу своих детей или брал подмастерьев – они и получали профессию, и помогали мастеру. Часто целые деревни занимались одним промыслом: подмосковный «гжельский куст» славился керамикой, костромичи знамениты ювелиркой, в тверских селах растили и обрабатывали лен. Так целые поколения знали лишь одну профессию, постигали ее с самого детства, создавая многолетние династии.

По наследству передавались и более элитные занятия: учитель, священник, военный. Здесь речь шла не о передаче конкретных навыков, а скорее, о духе профессии, об образе жизни. Шли по стопам родителей и дети ученых.

— Образование династий ученых началось в России в конце ХVШ века. Тогда среди студентов Петербургского университета и Царскосельского лицея появилось много детей профессоров и преподавателей, — пишет доктор социологических наук Альберт Кравченко в статье «Профессиональное прикрепление и трудовые династии». — Сегодня потомственные кадры есть среди лесников, пожарных, актеров, режиссеров, аптекарей, библиотекарей, железнодорожников. От родителей к детям передаются любовь к профессии, знание и опыт. Семейственность закрепляет кадры на предприятии, повышает степень ответственности работников, дисциплинирует молодежь, помогает обучать профессии и передавать ценности профессиональной культуры из поколения в поколение.

Примером для своих многочисленных детей стал и глебовский учитель Сергей Масленников. Он и сам много работал, и чад приучал жить в трудах на благо общества. Любимое начинание педагога – фруктовый сад – цвел и плодоносил благодаря неустанным заботам огромной семьи Масленниковых. Здесь выращивали арбузы и дыни, ежевику, японский виноград, плодовые деревья. Так педагог писал об этом:

— При Глебовском училище разведен мною фруктовый сад. Сад, питомник и цветник требуют очень много работ, начиная с ранней весны и кончая началом зимы. Весною и осенью многие работы исполняются мною и членами семьи.

Масленников Сергей Сергеевич / Письмо Сергея Масленникова инспектору народных училищ Ярославской губернии, сентябрь 1914 г.

Меж тем, семейная жизнь у Масленникова не была безоблачной – первая супруга скончалась молодой, оставив его с пятью маленькими сыновьями на руках.

— 23-летний педагог женится на 21-летней учительнице Александре Эйнвальд, незаконнорожденной дочери поручицы Варвары Карловны. Семья жила в школьном доме, расположенном в центре села у школы. Супруга родила сыновей: Дмитрия, Бориса, Владимира, Константина, Николая. Но вырастить детей она не успела — умерла в 31 год от водянки, — пишет Елена Белова в статье «Династия учителей Масленниковых». — Педагог спешно женился снова – на 24-летней учительнице Марии Богословской. Она стала мальчикам заботливой матерью и родила Масленникову еще семерых детей.

Пока семья росла и крепла, учитель пестовал свое начинание: фруктовый сад с экзотическими растениями и пасеку. Он проводил здесь занятия со школьниками, водил экскурсии для взрослых жителей Глебова. «Нужно было видеть внимательные детские лица, чтобы надолго не забыть живых уроков на пасеке», — писал он.

Такое образцовое хозяйство поможет крестьянам плодотворно заняться этими видами сельхоздеятельности, считал Масленников. То же пчеловодство в дореволюционной России носило примитивный характер. Пчелиные семьи содержались в неразборных ульях – колодах и дуплянках, их продуктивность составляла 3-4 кг меда в год. Масленников же завел новинку – разборные рамочные ульи, которые берегли пчелиные семьи и были удобны в обслуживании.

Сергей Масленников возле ульев

— Занятия эти при сельских школах сейчас нужно развивать – крестьянам эти последние отрасли сельского хозяйства окажутся полезны. Хороший сад, огород и пасека при сельской школе привлекут посетителей, которые на практике увидят правильные приемы. Учащиеся потом внесут эти знания в крестьянскую жизнь. А для учителя садоводство, огородничество и пчеловодство принесут материальную пользу и высокое нравственное наслаждение, — пишет Сергей Сергеевич в конце XIX века.

Выводами о приусадебной работе педагог охотно делился с коллегами – он много писал в научные журналы. Например, Масленников сообщал в «Плодоводство»: «В 1896-м я выписал пять кустов нового японского винограда. Через год кусты дали много ягод, превосходных для стола и для варенья. Японский виноград заслуживает разведения».

На пасеке Сергей Масленников не только собирал мед, но и ставил научные опыты, которыми делился со столичными светилами. На первую его статью по пчеловодству знаменитый химик Александр Бутлеров отреагировал так: «Статья ваша помещена в «Листке». За статью очень благодарен. Прошу сотрудничать и впредь».

Продукцию сада и пасеки Сергей Сергеевич представлял на сельскохозяйственных выставках как в Ярославской губернии, так и за ее пределами. Ее находили превосходной, об этом говорят награды: медаль Ярославского общества сельского хозяйства, медаль Российского общества садоводства 1889 года.

Интересовала Масленникова и метеорология, которая входила в моду у широкой публики. Как раз тогда, в 1872-м, в России появилась постоянно функционирующая служба погоды. Требовались сводки с мест, от любителей. Таким поставщиком погоды стал глебовский заведующий.

— Метеостанцию Сергей Сергеевич основал в 1883-м и постоянно вел наблюдения. Сводки погоды десятки лет трижды в день шли из Глебова в Главную физическую обсерваторию, — пишет Елена Белова.

Сергей Масленников с преподавателями Глебовской четырехклассной школы, 1890-е годы

За это его благодарили большие ученые. В 1913-м Масленникову писал физик и метеоролог Борис Голицын от себя лично и от комитета Главной физической обсерватории: «Не могли не обратить внимания на выдающиеся заслуги добровольных сотрудников – корреспондентов. Их самоотверженный, безвозмездный труд способствовал собранию богатого научного материала наблюдений, необходимых для исследования климата России. Выражаем вам глубокую благодарность как одному из старейших своих сотрудников».

Не оставался учитель в стороне от общественной жизни села. Так, он организовал пожарную дружину, в результате в Глебове сократилось число больших пожаров. Когда в селе в 1907-08 годах стали возводить ремонтно-учебную мастерскую, педагог курировал строительство, а затем стал здесь преподавать.

Труды Сергея Масленникова отметили наградами: серебряной медалью «За труды по садоводству», бронзой за пчеловодство, серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте. За заслуги в образовании его в 1901-м наградили званием потомственного почетного гражданина.

И при советской власти 60-летний педагог продолжал трудиться. Когда в 1918-м уездный отдел народного образования собирался уволить его на пенсию из-за преклонного возраста, глебовские крестьяне отстояли любимого учителя. Вскоре Сергей Масленников скончался от испанки и был похоронен на глебовском кладбище. После смерти педагога появилась заметка его ученика Вершинина:

«Всю жизнь он отдавал на просвещение крестьянских детей. Ему было важно, чтобы каждый его выпускник был подготовлен ко всем суровым условиям жизни». Супруга Масленникова Мария Матвеевна пережила его почти на 30 лет.

Дело Сергея Сергеевича продолжили его дети – десять из них выбрали профессию педагога. Старшие сыновья в разные годы окончили учительскую семинарию в Угличе.

Константин Масленников, директор рыбинского педучилища / Николай Масленников, 1915 г.

Дмитрий преподавал в Мологе, Владимир под Нижним Новгородом, Николай в Аннинском училище и Ростове. В Рыбинске наиболее известен Константин Масленников, третий сын Сергея Сергеевича, – 30 лет он возглавлял местное педагогическое училище.

Первому в нашем городе Константину Сергеевичу в 1945-м присвоили звание «Заслуженный учитель РСФСР».

Учительствовали в родном Глебове и шесть дочерей: Елена, Варвара, Александра, Наталья, Татьяна, Нина. После замужества они разъехались, работали в Рыбинске, Москве, Самаре, Ленинграде.

— В Глебовском училище, а затем в школе, в Рыбинске и других городах Ярославской области, за ее пределами работали учителями его дети, их жены, мужья, внуки, — пишет Елена Белова. — Атмосфера в семье, несомненно, повлияла на выбор их профессии.

В основе статьи – материал Елены Беловой «Династия учителей Масленниковых»

Константин Масленников принимает экзамен, 1940 г.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Любопытный 14:12 | 3 марта 2024

Получается , что детей у него от 3 жён было 5+5+7=17?

    Администратор 09:30 | 4 марта 2024

    Две жены, 12 детей

      Любопытный 15:43 | 4 марта 2024

      Спасибо, но из текста следует всё таки три и семьнадцать. Кто-то врёт!

        Администратор 09:40 | 5 марта 2024

        Проверка на знание текста: как звали третью жену Масленникова?

          Зануда 11:13 | 5 марта 2024

          Мария. Вторая — Александра. Имя первой , которая скончалась молодой и оставила ему пять детей, не названо. Тест прошёл?

Писатель 09:27 | 5 марта 2024

Вроде бы педучилище в 1931 открылось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме