Выставка «Фарфоровая фабрика в Рыбинскѣ» состоит из 300 предметов и, кажется, вобрала все нюансы вкуса наших предков.
Тут и золото, и радужные «нефтяные» разводы, и наивные красотки, и пасторальные сценки охоты, и снова много золота на чашках и чайниках причудливых форм. Можно представить, с каким восхищением рыбинская купчиха или мещанка заходила в посудную лавку Кузнецова, расположенную в Мучном дворе.
— К началу XX века производство фарфора так удешевилось, что даже небогатые рыбинцы могли его себе позволить. Недорогую массовую посуду не расписывали вручную – уже 150 лет назад процесс максимально автоматизировался. Узоры наносили через трафареты, картинки появлялись с помощью оттиска штампами, переходы цвета создавали аэрографом, — рассказывает куратор выставки Наталья Коновалова.
Гости выставки отследят смену модных тенденций рубежа XIX-XX века: на витринах классические нежные букеты на белых чашках чередуются с нарядной темно-синей посудой, подчеркнутой золотыми штрихами, – эта техника росписи подглазурным кобальтом, пришедшая из Китая.
Интересны размеры посуды – многие чайники рассчитаны на одного человека со скромными запросами. Выставлены и экземпляры, которые сегодня не встретишь на нашем столе. Например, полоскательница, где ополаскивали посуду от чаинок, чтобы не бегать на кухню, — ведь чаехлебы нередко пили по 7-10 чашек за раз. Или спичечница со стаканчиком для обгорелых спичек.
Очевидно, что посуда 150 лет назад считалась достойным подарком. Многие предметы снабжены дарственными надписями: «В знак дружбы», «На память», «В день ангела», «На память от супруги» и даже «В память войны».
Поражает, как часто менялся вид клейма Кузнецова на дне изделий – разный цвет, другое содержание: всегда присутствует фамилия владельца, а вот двуглавый орел то появляется, то исчезает. А здесь клеймо на дне ярко-синего чайного набора несет арабскую вязь – так помечалось изделие на экспорт.
— Кузнецов активно экспортировал продукцию – как в Европу, так и в Азию. Он вывозил посуду в Персию, Турцию, Афганистан, Румынию, Балканские страны. Позже эту традицию продолжит советская Первомайская фабрика, — говорит куратор.
Уникальны три предмета в первой витрине, казалось бы, ничем не примечательные. Они сделаны при первом владельце фабрики Павле Никитине.
— Эти три предмета — большая редкость, ведь Никитин владел предприятием всего год. Вторым ее хозяином стал Василий Карякин, успешный рыбинский купец и меценат, подаривший Рыбинску училище и роскошный сад при нем. Карякин из убыточного предприятия превратил фабрику в достойное крепкое производство – поэтому оно заинтересовало «фарфорового короля России» Матвея Кузнецова, — рассказывает Коновалова.
Собрать выставку было непросто: полгода Рыбинский музей-заповедник вел переговоры с частными коллекционерами и другими музеями, где хранится кузнецовский фарфор, созданный в Песочном.
Наконец, эти предметы собраны вместе. И на них стоит взглянуть.
А где глиняные миски и деревянные ложки? Зачем народ вводить в заблуждения по поводу России, которую потеряли?