Темы 12 мая 2024 10:00

Сохранить улыбку на войне

Как зубной техник из Рыбинска и его братья воевали в Великую Отечественную

Акодус Еремей Иосифович / Акодус Соломон Иосифович / Акодус Яков Иосифович

Нескольких медиков дала фронтам Великой Отечественной войны рыбинская семья Акодусов. Самый известный – Яков Акодус – во время битвы под Москвой руководил медицинским обеспечением целого фронта. А Еремей Акодус создавал зубные протезы для бойцов в госпитале. Расскажем о них подробнее.

В списке евреев Рыбинска за 1911 год семья Акодусов стоит на второй строчке после Авербахов и перед Бейлиными. Глава семьи – Иосиф Карлович. Известно о дочерях Вере и Марии. Братья Яков, Соломон и Еремей, рожденные в 1890-е годы, – те самые медики Великой Отечественной. Военную карьеру они начинали еще в Гражданскую, в личных делах у всех есть строчки – «в рядах РККА с 1919-20 гг».

Зубной врач Е. Гальперин оказывает помощь ст. сержанту Поплескину, 1942 г.

Госпиталь в шалаше

Старший брат Яков Иосифович Акодус родился в 1893 году в Рыбинске. Полковник медслужбы, бригадный санитарный врач, во время Московской битвы он руководил медицинским обеспечением войск – сначала целого Резервного фронта, затем армии.

В декабре 1941-го, когда Резервный фронт расформировали, он возглавил полевой эвакопункт № 112 в составе 30-й, затем 61-й армии. В наградных документах Якова Акодуса называют «руководителем лечебных учреждений армии».

Полковник медслужбы Акодус награжден двумя боевыми орденами. В январе 1943-го его представили к ордену Красной Звезды, в ноябре 1944-го отметили орденом Красного Знамени. Из наградного листа узнаем подробнее, в чем были его обязанности.

«Бригврач Акодус в действующей армии с первого дня войны. Санитарный начальник высокой квалификации, он создает полевые лечебные учреждения, занимается санитарным обеспечением боевых операций армии. Много трудов он приложил для создания спецгоспиталей.

Например, в полевом подвижном госпитале № 154 делают самые сложные операции по всем хирургическим специальностям. Здесь оборудованы операционные, перевязочные, кабинеты для оказания помощи раненым в голову, челюсть, глаза. Тысячи операций спасли жизнь бойцам и командирам. Или госпиталь для легкораненых № 2953 – разместившись в шалашах и землянках, имеющий хороших специалистов, принимает до 1500 раненых в месяц».

Дети Якова Иосифовича тоже участвовали в Великой Отечественной. Дочь Тамара, капитан медслужбы, отмечена орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Сын Олег, командир минометного взвода, серьезно ранен и награжден медалью «За отвагу».

После войны полковник Яков Акодус трудился в Московском мединституте, писал научные работы, обобщая огромный военный опыт. Ушел в отставку в 1953 году в 60 лет. В 1954-м «за долголетнюю и безупречную службу» его наградили орденом Ленина.

О среднем брате-медике известно совсем немного. Соломон Иосифович Акодус родился в 1896 году в Рыбинске. Военврачом 3-го ранга участвовал в финской войне 1939-40 гг. В Великую Отечественную служил капитаном медслужбы. Отмечен медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией». После войны он работал начальником медико-санитарной части Прибалтийской железной дороги в Риге.

Его сын Борис тоже воевал – молодой капитан медслужбы был «начальником санитарной летучки, на которой эвакуировал около 6000 раненых за год». Борис Соломонович Акодус удостоен ордена Красной Звезды.

«Восстановил жевательную способность»

Сохранять улыбку советским воинам помогал зубной техник Еремей Иосифович Акодус, старший лейтенант медслужбы, родившийся в 1899 году в Рыбинске. Для начала вспомним, что зубной техник – не врач, а специалист со средним медобразованием, который делает протезы по указаниям стоматолога.

Еремей Акодус – из первого поколения зубных техников СССР, которых специально учили профессии. Ведь до революции они обучались у ювелиров и отношения к медицине не имели. Об этом говорил в 1920-м стоматолог Михаил Коварский на II Всероссийском совещании заведующих зубоврачебными подотделами: «Малограмотный, прошедший механическую выучку у такого же ученика, невежественный в медицинских вопросах, наш зубной техник в лучшем случае лишь искусный ремесленник. Еще недавно он числился в ювелирном цехе и получал диплом в ремесленной управе».

Между тем потребность в зубных техниках в молодой Советской республике была очень высока – с гигиеной и питанием было неважно, протезы требовались повсеместно. Согласно подсчетам, в идеале один техник должен был приходиться на 4 зубных врача. Так в стране открыли первую зуботехническую школу. Ее выпускник умел изготовить частичный каучуковый протез, полный протез с пружинами, металлический протез штампованный, коронки паяные и штампованные, штифтовой зуб разных систем, мостик литой.

42-летний зубной техник Еремей Акодус в первые дни Великой Отечественной войны был призван на фронт и направлен в эвакогоспиталь № 1968. Это был не первый его боевой опыт: в 1918-23 годах в составе 21-й кавалерийской дивизии он «усмирял банды Антонова». Его госпиталь движется вместе с войсками: Брянский фронт, 2-й Прибалтийский, Ленинградский, Забайкальский фронт.

Импровизированный кабинет зубного врача. Лето 1943 г. Фото: Иван Запорожский

В эвакогоспитале Акодус, «не имея врачебного образования, с большим успехом изготавливает протезы, выполняет работу врача-протезиста. Снимает слепки, производит примерку и одевание готовых протезов, их подгонку», сообщает начальник госпиталя майор Сирота.

Со временем Акодус возглавил зубопротезную лабораторию, которую создавал своими силами: «Выискивал аппаратуру, вплоть до сбора трофейных частей, из которых сам монтировал аппараты. Добивался снабжения лаборатории дефицитными материалами», пишут в наградном листе.

В 1944-м Еремея Акодуса тяжело ранят. А в 1945-м награждают медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды. В сопроводительном листе пишут: «Акодус – высококвалифицированный зубной техник с 18-летним стажем. Знает работу врача-протезиста. Его протезы не вызывают жалоб, а наоборот, слова благодарности в его адрес. Во время войны изготовил сотни протезов, чем восстановил жевательную способность у большого числа раненых».

После ранения Еремей Иосифович работал в госпитале 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта. Об этом узнаем из мемуаров, которые оставил его сын Лев, инженер-конструктор ленинградского завода «Электрик»:

«В 1944-м госпиталь отца разбомбили, он получил тяжелое ранение, лечился в Коканде. Мы с матерью жили поблизости и могли видеть отца. После излечения его направили в Великие Луки – в госпиталь 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта. Он забрал нас с собой, так мы очутились на войне. Зимой 1945-го Великие Луки представляли собой гигантское пожарище. Мы жили в трансформаторной будке».

Вскоре гражданским запретили находиться в тылах армии. Тогда отец «созвонился с братом Яковом Иосифовичем, жившим и служившим в Москве. Ему удалось отправить нас в столицу на кукурузнике. В семье у дяди Якова мы прожили до конца войны».

После войны всех медиков семьи Акодусов коснулось сталинское Дело врачей. Об этом мы тоже узнаем из воспоминаний Льва Акодуса: «Осенью 1952-го страна узнала о «врачах-вредителях» еврейской национальности. Люди со скандалом отказывались лечиться у докторов-евреев. Были уволены мои дядьки: полковник медслужбы Яков Иосифович, служивший в Кремлевской больнице, и Соломон Иосифович, служивший начальником санчасти Прибалтийской железной дороги в Риге. Мой отец тогда уже не служил в армии, но тоже заведовал отделением в медучреждении, и у него тоже были крупные неприятности».

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме