О дна из распространенных ситуаций, когда в семье рождается бизнес-проект, это необходимость закрыть собственные потребности. Не смогли найти школу для ребенка, отвечающую всем запросам родителей – и открыли собственную. Как это сделали супруги Татьяна и Андрей Коньковы из Рыбинска, которые мечтали о качественном медицинском обслуживании для своих троих детей. В результате у них родился «Мультимед» – сеть частных медклиник. А чуть позже они открыли медицинский тренажерный зал и Школу бизнеса Коньковой. Все это тоже проекты «по семейным обстоятельствам».
— Мы открывали свои бизнесы с точки зрения клиента. Точно знали свои потребности и шли за ними. В своих запросах мы были не одиноки, это доказывает жизнь. Сейчас у нас более 500 пациентов проходят лечение и реабилитацию в медцентре и тренажерном зале. Школа бизнеса была задумана для обучения сотрудников наших компаний, на начальном этапе к ним присоединились еще 22 предпринимателя из Рыбинска. А сейчас у нас уже более 500 учеников, — рассказывает Татьяна Конькова.
— Семейный бизнес – это бизнес по любви, — убежден предприниматель из Рыбинска Юрий Валянов. Вместе с супругой Еленой они основали сеть школ программирования «Алгоритмика». Они хотели создать «идеальный кружок» для своих детей. Бизнес рос вместе с детьми, с учениками. У «Алгоритмики» появились выпускники, которым хотелось получать образование в сфере айти-технологий, не уезжая из родного города. Как результат – в сентябре в Рыбинске Валяновы открывают цифровой колледж «IT-платформа», где планируют сделать упор на практику и сотрудничество с айти-компаниями Рыбинска и не только.
Общий бизнес – суровая проверка на прочность для отношений между родственниками. Споры и конфликты на работе, выяснения, кто здесь главный, трудности в делегировании полномочий. Как выйти из подобных ситуаций, не разрушив семью и компанию? В каждой компании – свой опыт преодоления кризисных моментов.
— Бизнес, конечно, испытание для семьи: рухнуть может и то, и другое. У нас с Еленой были сложные моменты, были и «разводы на работе». Здесь важны взаимное доверие и умение четко делить «рабочее» и «личное», а также делить полномочия, — убежден Юрий Валянов.
— Я занимаюсь текущей работой компании, а Юрий – наш лидер, генератор идей – развитием новых направлений. Секрет успеха наших проектов, на мой взгляд, в том, что у нас абсолютно разные взгляды на одни и те же вещи. Мы обсуждаем какой-то вопрос, а потом выбираем лучший вариант, — подхватывает Елена.
Схожую же модель деловых отношений выбрали для себя и супруги Дмитрий и Марина Демины – основатели завода полимеров «Мега-Пак» в Рыбинске. Из торговой компании их бизнес вырос в производство пленочной упаковки, вторичной полиэтиленовой гранулы и экомебели. Они создают креативное пространство компании и нацелены на развитие промтуризма. И у каждого из супругов – свой пул задач и обязанностей, которые редко пересекаются между собой.
— Дома работу, помимо каких-то ключевых моментов, мы стараемся не обсуждать, — говорит Марина Демина.
Иногда одному из супругов лучше вообще уйти в тень, чтобы сохранить отношения. Мария Прокофьева и Тимур Айдамиров из Ярославля – руководители «Научно-технической фирмы НТВ». В 1991 году компанию основал отец Марии – Владимир Новиков, в 1998 году он разработал технологию восстановления шнековых пар (они применяются в пластмассовом, шинном и других производствах), а в 2010-м после смерти отца возглавить предприятие пришлось дочери. К управлению подключился и ее супруг. В какой-то момент в компании стали возникать вопросы: а кто здесь босс – муж или жена, кто принимает окончательные решения и рулит кораблем.
— Мне хватило мудрости спрятать свои мужские амбиции, отойти назад, — признается Тимур.
Сейчас он не участвует в операционном управлении.
— Это решение мы приняли после того, как были отлажены все бизнес-процессы. Если супруги даже дома бесконечно разговаривают о работе, это мешает семье, — говорит Мария Прокофьева.
Но как понять, смогут ли родственники ужиться в бизнесе? Стоит ли ставить под удар отношения в семье? Совет молодым семейным компаниям и тем, кто только хочет начать совместный бизнес, дает Наталья Ваганова. Тридцать один год она руководит станцией технического обслуживания «Авторитет» в Ярославле, ее муж пришел в компанию, когда бизнесу было 18 лет. Вместе они преодолели не одно испытание как на поле бизнеса, так и личных отношений.
— Возьмите листок бумаги и напишите свои ценности: что для вас важно в жизни – не на работе. И такой же листок дайте вашему потенциальному бизнес-партнеру, — делится Наталья. — Если ваши ценности расходятся, никогда не работайте с родственником. Это путь к ссорам. То же самое вы можете сделать с сотрудниками. Если вы видите, что из-за разного отношения к жизни работа буксует, расставайтесь с этим сотрудником, что бы ни говорили про кадровый голод. Вы не сможете построить с ним продуктивные рабочие отношения. И вообще мы ходим на работу, чтобы получать не только деньги, но и удовольствие.
Отношения с сотрудниками Ваганова тоже выстраивает, как внутри семьи. Забота, опека, общие праздники, подарки на значимые события. Как результат – нет кадровой текучки. А стаж сотрудников на одном месте впечатляет: и пять, и десять, и девятнадцать лет, и двадцать восемь.
— Я ценю не только их работу, я ценю их семьи. Все наши корпоративные мероприятия проводятся с обязательством приводить свою вторую половину, — рассказывает предпринимательница. — Есть и такой орган управления, как женсовет, это жены моих сотрудников. У нас есть скрытый чат, где мы обсуждаем самые разные вопросы. Мой женсовет – это моя сила и опора.
Семейное дело открывают не только супруги, но и родители с детьми. Наталья Ваганова вместе с 25-летней дочерью Дарьей организуют обучающую конференцию «Надежный автосервис». Совместному проекту три года, и мать и дочь выступают в нем как равноправные партнеры. Но так бывает не всегда. Чаще всего дети приходят в готовый бизнес родителей.
Виктории Кузовкиной 24, и она директор по развитию РЦ «Автодилер», отвечает за стратегические проекты компании, которую шестнадцать лет назад основал ее отец. Начинали с оптовых продаж запчастей, потом взяли еще и розницу, открыли сервисы, стали дилерами КАМАЗа, а с 2021 года начали производить тракторы «Ярославец». Девочка росла вместе с бизнесом и всегда была уверена, что придет работать в семейную компанию, и что для нее это «одно рабочее место на всю жизнь». Еще в старших классах начала подрабатывать у папы, выполняя мелкие поручения в отделе маркетинга. Когда одноклассники развлекались, Виктория сидела за курсами бухучета. И высшее образование инженера-механика она тоже получила исключительно «под нужды» семейного бизнеса.
— Все практики проходила в нашей компании: в сервисе, бухгалтерии, на складе. Это классный опыт – поработать в разных отделах, чтобы понять, чем они живут, как функционирует компания, — делится Виктория.
После окончания московского вуза ее ждал стремительный карьерный рост. Спустя год она стала руководителем отдела, еще через год – директором по развитию.
— Совершенно точно никто из одногруппников не может таким похвастаться, многие мои ровесники находятся на ступени менеджеров по продажам. Однако история «успешного успеха» имеет и оборотную сторону, — признается девушка. — Это высокий уровень стресса. Карьерный рост опережает твою психологическую зрелость. Так как нет опыта, приходится учиться только на своих ошибках и доказывать подчиненным, которые знают тебя как «маленькую девчонку», что ты имеешь право ставить перед ними задачи и требовать их выполнения. При этом ты работаешь с полной отдачей сил, так как знаешь, зачем это, так как вкладываешь в свое будущее.
Не последний вопрос, который необходимо решить родственникам – размер вознаграждения. Зарплата родственников должна быть выше или на уровне других работников? Как оценить вклад члена семьи, если у него меньше опыта и заслуг перед семейным предприятием?
— Это реально сложно – решить, как честно и правильно оценить твою работу, если ты в компании недолго, а руководитель – твой отец, — признается Виктория Кузовкина.
По мнению Натальи Вагановой, помимо зарплаты, есть много других способов отметить нужность и уникальность сотрудников-родственников. Например, это могут быть разного рода поощрения в виде страховок или пополнения личных инвестиционных фондов.
Основатели семейных бизнесов говорят, что детей можно и нужно привлекать в работу компаний с раннего возраста.
— У меня все дети от десяти лет работают по мере сил, я поручаю им небольшие посильные задания вроде раздачи листовок, создания афиш и так далее. И плачу за это деньги, — рассказывает Татьяна Конькова.
Так или иначе, в семейном бизнесе работать выгодно, считают участники форума. Это и высокий уровень доверия, и большая самоотдача участников бизнеса, и возможность строить долгосрочные планы.
— Работа с супругом — это, прежде всего, безопасность и устойчивость в развитии компании, — продолжает основательница «Мультимед». — Обычный партнер может кинуть, мы знаем такие истории. Доверять постороннему человеку труднее, чем близкому. А потому и горизонты развития у семейных компаний шире. Муж и жена способны выстраивать дальние перспективы для своего бизнеса, мечтать о глобальных целях. Семейный бизнес заряжен той особой энергетикой, которой нет у обычных компаний.