Избранное Темы 14 августа 2025 10:00

Опекуны для купеческого дома

Очень рыбинская история о том, как обычные жители не боятся грязи и нелегкого труда и своими силами поддерживают жизнь в старинном особняке в центре города

Антон Орлов и Иосиф Евсеев

Полтора года назад добровольцы Рыбинска взяли под опеку дом Первова, что на перекрестке улиц Советской и Радищева. Здание приметное – мы знаем его по богатому эклектичному лепному декору, покрывающему фасады практически сплошным ковром. К концу 2023 года двухсотлетнее здание было расселено и начало путь в никуда. Окна разбиты, крыша с дырой, внутри хозяйничают маргиналы. И кто знает, какая участь ждала бы памятник архитектуры (вероятнее всего, совсем незавидная), если бы на страдальца не обратили внимание, говоря языком пресс-релизов, неравнодушные граждане.

Особый путь

Согласно исторической справке землю для постройки дома купец Иван Первов получил еще в начале XIX века. Особняк из кирпича был построен на стыке двадцатых и тридцатых годов. Это был одноэтажный дом с мезонином – надстройкой ниже полного этажа. С 1834 года усадьбу приобрел купец Кунин, который к 1860-му надстроил в главном доме второй этаж. Спустя еще пять лет новым владельцем имения стал купец Николай Журавлев. В 1899-м его сын Михаил продал дом купцу Ивану Федосееву. Тот переделал особняк под себя, достроив в 1903 году каменное двухэтажное крыльцо под парадную лестницу с террасой.

В советское время купеческие залы разделили перегородками под коммунальные квартиры. А спустя почти два столетия с момента постройки, в ноябре 2023 года, отсюда съехал последний жилец. Дом осиротел. Брошенный, стал деградировать.

Можно было с грустью созерцать, как вместе со штукатуркой и лепными вензелями уходит из него жизнь. Можно было ругать ответственных лиц. Рассуждать на кухнях «а вот если бы» и разбрасывать по «подслушкам» гроздья гнева. Можно, конечно же. И так было бы, скорее всего, в большинстве городов. Но наша история отличается тем, что в Рыбинске живут люди, которым не все равно. И которые готовы бороться за живую историю с молотками, швабрами и тряпками в руках.

Перманентный «Том Сойер Фест»

Эти люди – городские активисты, защитники исторической архитектурной среды из Волонтерского союза Рыбинска и местного отделения ВООПИиК. Они из тех, кто видит и понимает ценность ажурной лепнины, кованых крылец, изразцовых печей и дубового паркета – словом, того наследия, что оставили рыбинцам предки, и самого духа рыбинской старины.

— В центре Рыбинска не так много особняков, которые имеют культурное значение. Один из них – дом купца Первова, над которым мы взяли шефство, — говорит Иосиф Евсеев, член рыбинского отделения ВООПИиК. — Мы договорились с департаментом имущественных и земельных отношений (здание находится в муниципальной собственности), что будем заниматься сохранением дома: проводить субботники и по мере сил что-то ремонтировать.

У активистов рабочие отношения с городской администрацией. Власти к ним прислушиваются и доверяют. У защитников памятников истории уже была возможность показать серьезность своих намерений.

Дом Первова не первый их подопечный, требующий заботы. Предыдущий проект – дом семьи Сигсона на Большой Казанской. Шефство над ним еще раньше взяли волонтеры под руководством Дениса Демьянова, тоже члена ВООПИиК. Сейчас деревянный дом фотографа восстанавливается – в нем отремонтирована крыша, покрашен фасад, восстановлены кованые ворота, вновь подведено электричество, большая работа ведется во дворе по воссозданию каменной мостовой. Здесь кипит культурная жизнь: концерты, экскурсии, фестивали. Дом привлекает туристов и во многом стал центром объединения местных активистов, в том числе жителей Казанского района. Они участвуют в субботниках, организуют творческие события.

Силами волонтеров работы велись и в Мариинской женской гимназии.

В восстановление старинных домов люди вовлекаются по всей стране. Пожалуй, самый известный добровольческий проект – «Том Сойер Фест». Это фестиваль восстановления исторической среды, который проводится летом в разных городах. Суть его в том, что бригады добровольцев при поддержке спонсоров приводят в порядок старинные дома, красят в них наличники, восстанавливают бревенчатые венцы или кладку. У нас в Рыбинске как будто идет постоянный «Том Сойер Фест» — и зачастую на собственные средства тех же волонтеров или на пожертвования сочувствующей публики. И это тоже отличительная наша особенность. Городу с активистами, прямо скажем, очень повезло. Подобной сплоченности и активности нет даже в Ярославле.

Закон неразбитых стекол

Итак, получив добро от городских властей, Иосиф и компания засучили рукава. На первый субботник в дом Первова пришло сорок (!) человек. Их ждала непростая работенка.

— Мусора здесь были горы! Мы вывезли семь контейнеров (их предоставила администрация) хлама: обвалившиеся потолки, оставшийся от жильцов скарб, мусор с придомовой территории, — рассказывает Иосиф Евсеев.

Полтора года субботники в доме с лепниной проводятся регулярно. Волонтеры вырубили заросли деревьев со стороны двора и ул. Советской, выкосили траву. Разобрали перегородки, делившие просторные купеческие комнаты на коммунальные углы. «Расшили» оригинальные распашные двери с резьбой – они были замурованы внутрь перегородок. Получилась анфилада залов.

— На старой шиферной крыше были протечки. Мы сделали временные заплаты баннерной тканью – течь устранили. Но, конечно, надо заниматься этим серьезно, чтобы сберечь старинную стропильную систему, — считает руководитель добровольцев.

Да, многое утрачено, но есть вещи, которые можно и нужно сохранить.

— Кое-где в доме сохранились старинные печи. Одна из них в хорошем состоянии, не поврежден ни один изразец. Под старым советским линолеумом – дубовый паркет. Есть утраты, но его можно постараться восстановить. В залах – двери из ценных пород древесины, на них – старинные, скорее всего, латунные ручки, — рассказывает активист дома Первова Антон Орлов.

Волонтерский костяк здесь – шесть человек. Многие – специалисты в какой-либо узкой области. Например, есть человек, который занимается окнами и остеклением.

— На втором этаже было много разбитых окон, мы все их застеклили. Стекла, кстати, приносили неравнодушные люди. Но только закончили со вторым этажом, как в июне этого года вандалы обстреляли первый – пострадали десять окон, злоумышленников ищет полиция, — разводит руками Иосиф Евсеев.

— Это опасная ситуация, — продолжает он. — Мы знаем про закон разбитых стекол, когда одно разрушение начинает притягивать другие. Значит, будем стеклить вновь!

Энтузиазм и торги

История с сохранением дома Первова — это история этакого дистиллированного энтузиазма. Романтики, мечтатели, которые сами возложили на себя ответственность перед будущими поколениями, работают за идею. На свои деньги покупают строительный инвентарь, перчатки, мешки для мусора. Вроде бы вложения небольшие, но тем не менее. В пыли и грязи проводят свое драгоценное время, а ведь могли бы посвятить его отдыху, пить кофе в уютном кафе или развлекаться в кино. Ради чего?

— Мы хотим сохранить это здание для города, — просто отвечает Евсеев.

Что здесь может расположиться? Самая очевидная идея – музей. Музей купеческого быта (странно, что в Рыбинске до сих пор такого нет). Уже в ближайшее время можно проводить здесь концерты-квартирники, творческие вечера.

Между тем у властей города свои планы на главный дом усадьбы купца Первова. Объект культурного наследия хотят включить в план приватизации, читай – выставить на торги. Работа в этом направлении уже ведется. Квартиры переводятся в нежилой фонд, а после внесения в госреестр нежилым признают и все здание. Дальше – оформление охранного обязательства и публичный аукцион. По словам главы Рыбинска Дмитрия Рудакова, особняком уже интересуются несколько инвесторов.

— Вопрос о принадлежности здания болезненный, — признает Евсеев. — Мы вложили в это здание много сил и души. Но осознаем: чтобы реставрировать его, нужны десятки миллионов рублей. У нас их нет. А если придет человек с деньгами и захочет восстановить его? В любом случае это лучше, чем здание будет стоять брошенным, в нем поселится маргинальный контингент и будет жечь костры.

Но кто бы ни стал в будущем собственником дома Первова, ему точно можно брать пример с нынешних опекунов особняка – с их энтузиазмом, самоотдачей и мечтой сохранить историческое наследие для Рыбинска. Реально ли это?

Примеры продажи и восстановления памятников архитектуры в городе есть. Новый собственник реставрирует деревянные купеческие дома на Румянцевской улице, проектная документация готовится на Карякинское училище.

Все, что касается обретения домом богатого хозяина, – процесс небыстрый. И пока за домом с лепниной по-прежнему продолжают приглядывать добровольцы, залечивать его раны и вдыхать в его стены новую жизнь.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
скептик 12:27 | 14 августа 2025

Типичная ситуация для страны. Народ хочет жить красиво в гармонии с историей и национальным пониманием красоты. С пониманием мирового уровня. Но его насильно загоняют под стандарты утверждаемые «французами Ивановыми из хутора Задрюкино», стандарты навязываемые ими и теми мелкими ремеслениками от архитектуры стремящимися в «люди выйти» через «революционные» инновации в стиле Шариковых и Швондеров, через деланье «как у них», через «а я так вижу». Эти люди ненавидят тех кто с необщим выражением лица, тех для кого основным аргументом является гармония и сохранение красоты, достижения таланта и упорного труда предшественников уважения к их произведениям. И получается что пристройка продукции заводика по производству тротуарной плитки или развеска фонарей ценней сохранения настоящих национальных ценностей. В Ярославле уже не осталось людей способных на такое подвижничество как герои заметки. Поддержат ли Рыбинские «начальники дворников» их не выделив средства для реставрации и не ударят ли им в спину продав этот дом, продав не настоящему меценату а не пойми кому ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме