
Все идет от семьи. Владислав Геннадиевич Соколов родился 15 декабря (28 декабря по новому стилю) в 1908 году в Рыбинске в музыкальной семье. Его отец – священник Покровской церкви (снесли после революции) Геннадий Яковлевич Соколов –обладал неординарными певческими данными. В Москве, обучаясь в духовной семинарии, он пел в хоре в качестве солиста (бас), а после руководил хоровым классом в Ярославском женском училище духовного ведомства. Из числа его воспитанниц молодой священник избрал для себя подругу жизни – Надежду Алексеевну.
В Рыбинске Соколовы жили в доме причта Покровского храма на улице Словачевской (ныне Рабочей). Их дом под номером 22, увы, не сохранился – его снесли в 2012 году.
«Семья наша была, даже по тем временам, довольно большая – семь человек, — вспоминал Владислав Соколов. – Из пятерых детей я был самый младший». Старшие сестры Тамара и Анастасия и брат Алексей станут потом учителями, второй брат Дмитрий – инженером и преподавателем училища.
«Культ хорового пения царил в нашей семье… — рассказывал маэстро. — С увлечением пел я на правом клиросе Покровской церкви. Школьником по слуху подбирал на рояле множество песен, в том числе и духовные песнопения. Но заниматься на фортепиано у частной учительницы стал в довольно позднем возрасте – в 12 лет… Такое уж было время…»
Получив аттестат средней школы в 1925 году, одаренный юноша поступил в Рыбинскую музыкальную школу в класс специального фортепиано. «На удивление педагогов и на радость моих родителей за один год я прошел полный курс теоретических предметов и, сдав выпускной экзамен по фортепиано с высокой оценкой, окончил школу в 1926 году», — писал Соколов в своих воспоминаниях.
В музыкальной школе в то время работали выдающиеся музыканты, «осколки Серебряного века». «В их числе – преподаватель теоретических дисциплин директор школы, отличный педагог Анна Сергеевна Мыркина. Я благодарен ей за привитие мне основательных профессиональных навыков, так пригодившихся впоследствии… Фортепианный отдел возглавляла Мария Луарсабовна Челищева (Абуладзе), отличная пианистка. В свое время она окончила Московскую консерваторию по классу К.Н. Игумнова. Будучи воспитанницей Мариинского института благородных девиц, Мария Абуладзе общалась с С.В. Рахманиновым, который некоторое время вел музыкальные классы в этом привилегированном учебном заведении». Преподаватели устраивали общедоступные концерты в школах, клубах, музыкальной школе, исполняли шедевры классической музыки. «Чрезвычайным событием для провинциального города Рыбинска был симфонический концерт оркестра… Учащиеся школы, в том числе и автор этих строк, непрестанно присутствовали на всех репетициях. Звучание симфонического оркестра, впервые услышанное мною, произвело на меня огромное впечатление. Симфония Калинникова с тех пор звучит в моей музыкальной памяти так, как будто это было вчера…» — вспоминал Владислав Соколов.

В 1926 году Владислав Соколов поступает в Московский музыкальный техникум им. Скрябина. Учится у профессоров Александрова и Кабалевского. В 1932 году – он уже студент дирижерско-хорового факультета Московской консерватории. А после аспирантуры начинает преподавать в Московской консерватории по специальности «Хоровое дирижирование».
С 1936 года талантливый рыбинец – бессменный художественный руководитель Детского хора Института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР. Это была кипучая творческая лаборатория по развитию хорового искусства. С первых же дней там Соколов проявил себя как мудрый и дальновидный педагог. Он считал, что мало научить детей нотной грамоте, главное – воспитать в маленьких хористах чувство уважения и любви к музыке, пробудить в учениках их артистическую природу, обострить эмоциональное восприятие. И это у молодого наставника получалось замечательно! Коллеги отмечали: он завораживал детей своим отношением к искусству. Советский дирижер Станислав Калинин говорил, что учиться у Соколова было заманчиво, но трудно: он много давал, но и много требовал.
После Великой Отечественной войны у людей, возвращавшихся к мирной жизни, появился невероятный интерес к хоровому пению. Это было всеохватное, массовое явление. Пели все: на заводах и фабриках, в школах, вузах, домах культуры. Владислав Соколов оказался на передовой бурного развития хорового движения.
Уже с 1944 года стали проводиться всероссийские и всесоюзные смотры художественной самодеятельности. «Проходили они с величайшим подъемом, с высоким уровнем исполнительского мастерства», как вспоминал Владислав Геннадиевич. Главным же событием молодежного любительского искусства с конца сороковых становятся Всемирные фестивали молодежи и студентов. И здесь наш земляк проявил себя как блестящий хоровой дирижер. Уникальность его таланта заключалась в том, что он был универсальным хормейстером. С одинаковым успехом работал с детскими и взрослыми хорами, любительскими и профессиональными.
Первый Всемирный фестиваль демократической молодежи и студентов состоялся в 1947 году в Праге. Владислав Соколов поехал туда как дирижер самодеятельного хора молодых рабочих уральского Кировского завода. Любопытно, что этот фестиваль запомнился успехом еще одного уроженца Рыбинска. Тогда впервые прозвучали «Гимн демократической молодежи» и «Студенческая песня» на стихи Льва Ошанина. Последняя победила в открытом конкурсе и стала гимном Международного союза студентов.
Во втором фестивале в Будапеште в 1949 году от СССР хор Московского автомобильного завода (руководители – Александр Рыбнов и Владислав Соколов) завоевал золотую медаль. На третьем фестивале 1951 года в Берлине Соколов – уже председатель жюри Международного конкурса хоров.
«Особое место в творчестве Соколова-дирижера сыграл состоявшийся в 1953 году в Бухаресте следующий, IV-й, фестиваль молодежи и студентов, — отмечал хоровой дирижер Илья Мякишев. — Незадолго до этого ставший профессором Московской консерватории, 35-летний Владислав Соколов привозит на хоровой конкурс Хор московских студентов. В программу, подготовленную всего за два месяца, вошли тридцать произведений… Выступление хора было настолько успешным, что коллектив получил и первую премию, и был награжден специально учрежденным призом за выразительность исполнения… Прошло несколько лет. Подготовка к очередному – Московскому Всемирному – фестивалю началась задолго до его проведения. Масштаб предстоящего форума говорил сам за себя – предполагалось принять несколько сотен тысяч гостей, представителей более чем 100 стран… Но самое главное – было решено организовать молодежный профессиональный хор, подготовив его специально для участия во множестве мероприятий фестиваля: концертах, встречах, митингах, шествиях, сводных хорах. Совершенно закономерным и естественным стало назначение на пост художественного руководителя и дирижера нового коллектива Владислава Геннадиевича Соколова».

При наборе в хор летом 1956-го строго ограничили возраст артистов: принимали мужчин до 30 лет и женщин до 24-х. Московский хор отличался от всех остальных своей молодостью: и во внешнем виде, и в особом характере звучания. В первых концертных программах звучали старинные русские вальсы в обработке Соколова: «На сопках Манчжурии», «Амурские волны», произведения современных композиторов, песни народов мира. Постепенно появились в репертуаре и произведения крупной формы: Третья симфония Малера, «Реквием» Моцарта, «Stabat Mater» А. Дворжака.
«Для исполнительского стиля хора характерны эстрадная «броскость» в сочетании с тонкостью и отточенностью исполнения», «Он обладает невероятной, чистой, светлой манерой пения, – касается ли это мягкого пианиссимо вполголоса или ликующих каскадов звуков вдохновенного фуриозо. Но удивительнее всего – это гибкая эластичность динамики, которой хор владеет в совершенстве и благодаря чему может приглушить выразительность одной фразы и заставлять другую сверкать и искриться» – писали газеты. Всего через год после своего образования самый молодой коллектив страны был признан лучшим на Всесоюзном смотре профессиональных хоров и ансамблей. А спустя еще год художественный руководитель, профессор Владислав Соколов был удостоен почетного звания «Народный артист РСФСР» «за большие заслуги в области советского хорового искусства».
За первые 15 лет коллектив дал более тысячи концертов в залах Подмосковья. Первая зарубежная поездка – в Швецию –состоялась в конце 1960 г. Московский государственный хор произвел фурор в Стокгольме. Вот как восторженно писала о них шведская газета: «Какая дисциплина в манере держаться! На протяжении двух часов своего певческого труда хор выступает на самом высоком уровне. По мановению дирижера происходит лишь одно: «Сезам, растворись», – ибо песня рождает благородные чувства. Это искусство. Это режиссура. Мы преклоняемся и надеемся услышать хор еще раз».
С хоровыми гастролями Соколов объехал полмира: Болгария, ГДР, КНДР, Польша, Румыния, Франция, Чехословакия, Швеция, Япония.
В 1966-м он уже народный артист СССР. Его ценили и любили – публика, ученики, коллеги.
«В него были влюблены все окружающие. Все. Без исключения. Красив он был! Хорош собой. Артистичен необыкновенно! И жест, какой жест! Ему, лично ему, влюбленно пел хор, а когда на аплодисменты он поворачивался к нему спиной, ему влюбленно апплодировал зал!» — такие эмоциональные строки написал поэт Михаил Садовский.
С ним Владислав Геннадиевич сотрудничал как композитор.
На слова Садовского Соколов написал девять пьес для детского хора «Где отдыхает день» и семь хоров для смешанного состава. Еще одна грань его композиторского таланта раскрылась в работе с народными песнями и духовной музыкой. Он автор свыше трехсот обработок и переложений.
Свой педагогический опыт дирижер описал в книге «Работа с хором», которая выдержала четыре издания. Труд и творчество Владислава Соколова были отмечены многими званиями и наградами.
При этом, по воспоминаниям современников, он оставался скромным и очень отзывчивым человеком. Жил профессор один в квартире – в Брюсовском переулке, недалеко от Московской консерватории, где преподавал. В его доме царила атмосфера творчества, постоянно собирались единомышленники: коллеги, студенты, творческие личности. Вся его жизнь была посвящена музыке, хоровому искусству.
«В этой маленькой комнате, сразу за прихожей, главенствует рояль, а его со всех сторон охраняют книги: на его крышке, на стеллажах, на письменном столе у окна и на полу под ним, под роялем, — книги и ноты… сборники, партитуры, клавиры, листы исписанной нотной бумаги», — вспоминал Михаил Садовский.
В 1975 году в Москву к Соколову, тогда уже председателю Всероссийского хорового общества, приехали особенные гости из родного Рыбинска. Руководители детского хора Валерий Тришин и Эльвина Пентина предложили маэстро подарить свое имя певческому коллективу. Именитый дирижер был глубоко тронут этим и с радостью согласился. Он следил за успехами «Соколят», поддерживал, знал солистов и говорил, что такие чудесные голоса могут родиться только в русской глубинке. «Соколята» выступали на концерте в честь 75-летнего юбилея своего крестного в Москве. А в 1988 году в Рыбинске состоялся первый хоровой фестиваль имени В.Г. Соколова. Спустя пять лет он получил статус международного. В том же, 1993-м, году прекратился земной путь маэстро…
Память о нем живет в его музыке, в звонких голосах хористов. В этом году певческие коллективы из разных городов встретились на сцене Рыбинского фестиваля Соколова уже в 20-й раз. Имя выдающегося земляка носит и гимназия 18, ставшая домом для творческого объединения «Соколята». Именем маэстро названа Ярославская областная премия, которой награждают деятелей искусства региона.