
Рыбинский завод пластмассовых изделий, 1965 г.
— «За завод я спокоен: здесь есть прекрасные кадры», — сказал директор Рыбинского завода пластмассовых изделий Владимир Осипов, уходя на пенсию. Предприятие тогда было в числе лучших в Главном управлении промышленности пластмасс СССР. Осипов – руководитель нового типа, отказавшийся от многочасовых ежедневных оперативок. Работали плодотворно, на болтовню времени не тратили. Но такая продуктивная атмосфера была на заводе не всегда, — пишет Светлана Иванова, ведущий рыбинский архивист.
Владимир Михайлович Осипов – выходец из рыбинских крестьян, комсомолец 1920-х, электрик на стройке Рыбинской ГЭС, в Великую Отечественную оборонял Мурманск, затем строил партийную карьеру, возглавляя рыбинский горисполком. В 1958-м ответственного горожанина послали спасать Рыбинский маслозавод, который в год приносил пять миллионов рублей убытка.
Как раз в годы оттепели в моду входит пластмасса. «Ленин сейчас сказал бы: „Коммунизм есть электрификация всей страны плюс химизация народного хозяйства”», — говорил глава страны Никита Хрущев. В пластике остро нуждалось машиностроение: приборы высокочастотной техники, радиотехники, радиолокации, телевидения. И рыбинский маслобойный завод постепенно перевели на его производство. Трансформацию предприятия возглавил активист Осипов.

Владимир Осипов (слева), 1959 г.
Вспомним историю. Предприятие основали в 1909 году тверские братья Коровкины, они производили льняные олифу, масло, жмых. Работали только на привозном сырье – семенах льна-кудряша, доставляемого с Урала по Каме и Волге. Три цеха полукустарного типа за сутки перерабатывали 2200-3300 пудов семян.
В сентябре 1917-го завод встал и до тридцатых не работал – не было сырья, кадров. Коллективизация и рост сельского хозяйства обещали обеспечить производство местным льном-долгунцом. И в октябре 1931 года маслозавод № 18 запустили. И все же льна не хватало. Предприятие работало с неполной нагрузкой или вынужденно останавливалось, госплан не выполнялся.
Еще хуже стало в годы Великой Отечественной. Из-за отсутствия сырья работали с соевыми бобами, горчичным и конопляным семенем. После войны маслозавод продолжал работать неритмично, план не выполнял. Осенью 1953-го его ремонтировали: обновили цеха, электросиловое хозяйство, установили два трансформатора. Но это не спасло: не хватало сырья, падал заработок рабочих, завод был снят с кредитования, санитарное состояние и механизация находились на низком уровне. Прежнее руководство отстранили за развал работы и порчу сырья.
Как раз с сырья Владимир Осипов и начал. Прежде семена привозили редко, хранились неважно, намокали, теряя нужные свойства. Новый директор отремонтировал все склады, обновил их кровлю. Для скорости подвоза сырья построили механизированный причал, для обработки семян возвели сушильно-очистительное отделение. Цеха, загруженные сырьем, заработали в полную мощность.

Изготовление полиэтиленовой пленки, 1980 г. / Литьевой участок
Наверху увидели, что новый директор способен справляться со сложными задачами. И настало время перемен, время пластмасс.
— Пластмассы удивляли советского человека. Это был материал с малым удельным весом, высокими изоляционными свойствами, не требующий механической обработки. Стойкость пластмасс к коррозии решала проблемы машиностроения. Форсирование их внедрения диктовалось огромным экономическим преимуществом: тонна пластмасс заменяла три тонны цветмета. Широко применяли пластмассы даже в стрелковом оружии, например, в деталях автомата АКМ, — сообщает ижевский оружейник-испытатель Александр Малимон.
В 1960-м на свободных площадях маслозавода построили экспериментальный участок, где начали производить пластмассы для предприятий машиностроения. Этот пятачок позже изменил профиль всего производства. Первое оборудование состояло из трех гидравлических прессов и двух литьевых машин мощностью 160,63 тонны и 50 тонн. Прессы производили продукцию из волокнита и пресс-порошков. Литьевые машины – из капрона и полиэтилена. Был и ручной труд: жидкий стеклопластик из полиэфирных смол укладывали в формы т.н. контактным способом.

Удостоверение директора Владимира Осипова для входа на завод, 1960-е гг.
После первых успехов производство пластика росло. Вместо трех прессов теперь работали 28, появилась лаборатория для экспериментов. Под новые прессовый и литьевой участки срочно реконструировали 690 кв. м площадей. Пригодилась и мельница купца Жилова по соседству – здесь расположили участок стеклопластика. Для бытовок рабочих надстроили второй этаж механической мастерской. Вообще, за время существования завод постоянно строил цеха, но в один момент расширение предприятия стал сдерживать Генплан Рыбинска: на тех пустых участках планировали расположить «зеленую зону».
Рыбинцам приходилось непросто – и реконструировать площади, и осваивать изготовление пластмасс. Тем не менее в 1961-м они выпустили 140 наименований новаторских изделий. Коллективу вручили денежные премии и переходящее Красное Знамя.
Не обошлось без болезней роста, как у всякого молодого организма. Ритм работы зависел от заказчиков – от их поставки сырья и пресс-форм, куда заливали пластик. Ни планового снабжения, ни своей инструментальной базы у завода пока не было. Не хватало и специалистов по работе с пластиком, впрочем, как и во всей стране. Их растили на практике. И все же за пять лет завод освоил производство 400 наименований из фенопластов, капрона, полиэтилена, полистирола, стеклопласта. И получил 418 тысяч рублей прибыли сверх плана.

Одинцова Н.И., литейщица пластмасс
Кто ждал рыбинские изделия? 18 машиностроительных и электротехнических заводов Ярославской, Ивановской, Владимирской, Костромской областей. Самыми крупными заказчиками были соседи: Ярославский моторный завод (ЯМЗ), Ярославский электромашиностроительный завод (ЯЭМЗ), Ярославский завод топливной аппаратуры (ЯЗТА), Угличский часовой завод.
Выпускать приходилось даже экзотику, детали для жарких стран – «17 наименований в тропическом исполнении на экспорт».
Вслед за спросом росли площади завода. В 1962-63 годах построили пластмассовый цех, механическую мастерскую, котельную, здание бытовок. Появились новые станки: 30 полуавтоматических прессов, а для подогрева пресс-порошков – четыре установки токов высокой частоты (ТВЧ). В этой точке рыбинцев освободили от задачи производить олифу, покончив с дореволюционным наследием завода.
— В январе 1964-го маслобойное оборудование демонтировали, передали другим маслозаводам Совнархоза. На свободных площадях освоили производство пластмасс, — пишет Светлана Иванова. — В итоге выпуск пластика увеличился в семь раз по сравнению с 1961 годом.
Рост продолжался. Следующим шагом к пластиковым вершинам стало то, что рыбинцы освоили подготовку сырья. Из порошков и волокон пластика стали формовать «таблетки», более удобные, экономичные, точные в дальнейшей работе. Теперь три ротационные машины таблетировали сырье, подогретое на установках ТВЧ. Так за год сэкономили 4,3 т пресс-порошков.
Наконец, завод завел своих ученых – конструкторов, дизайнеров. Конструкторское бюро разрабатывало новые пресс-формы, куда заливали пластик. Формы заказчика теперь дорабатывали, совершенствовали. Рыбинцы спроектировали и внедрили 47 пресс-форм. Думали и об удобстве специалистов. Тяжелые съемные пресс-формы заменяли стационарными, многоместными – и теперь они сами автоматически сворачивали детали.

Почетная грамота Осипова в связи с 10-летием Рыбинского завода пластмассовых изделий, 1970 г.
…Обрадовать советскую хозяйку шестидесятых было несложно: пластиковая тарелка, термос, контейнер – легкие, красивые, удобные – были пределом мечтаний, признаком прогрессивного дома. Попытки заполнить пустоватую нишу товаров народного потребления делал и Рыбинский завод пластмассовых изделий.
Здесь выпускали «изделия культурно-бытового назначения»: ласты, кружки, мыльницы, детские самолетики, хозяйственные банки. Для Углича выпускали часовую тару. Изготавливали детали для молочных сепараторов, детских велосипедов, напольных вешалок. Из мелалита – яркого, стойкого к кипячению материала – создавали тарелки трех размеров. Изделия для населения постепенно усложнялись, становились интереснее, многообразнее. Не просто тарелки, а салатницы, селедочницы, конфетницы, вазы. Их украшали, нанося рисунки и декоративное покрытие.
Думали даже о безотходности производства. В трех новейших дробилках измельчали отходы реактопластов. А полученную смесь добавляли в первичный пресс-порошок – в малоответственных изделиях смесь составляла пятую часть.
На завод постоянно поступало новейшее, а главное – импортное оборудование. Прямо с берегов Эльбы в Рыбинск ехали немецкие литьевые машины КУАСИ, в 1967-м на заводе трудились уже 36 таких иностранных помощников.

Продукция завода пластмассовых изделий Рыбинска
Спустя еще три года рыбинцам привезли «японку» – машину для двухцветного литья из Японии, первой продукцией которой на рыбинской земле стала двухцветная цветочная ваза. Обеспечивая мощности новых аппаратов, к территории проложили четыре километра силового кабеля на 6,6 киловатт.
Шла бешеная ротация станков: завод постоянно пополняли новыми термопластавтоматами и таблетмашинами. Новинки не требовали столько внимания, поэтому на заводе внедряли многостаночное обслуживание: прессовщики работали на двух-четырех прессах сразу, могли совмещать профессии литейщика, обработчика, упаковщика.
Меж тем число рабочих только росло, в 1965-м на заводе трудились 500 человек. Через год пятую часть заводчан отметили званием «Ударник коммунистического труда», а передовиков наградили: слесаря Ивана Храпунова – медалью «За трудовую доблесть», токаря Татьяну Полякову – медалью «Трудовая слава», директора Владимира Осипова – орденом «Знак Почета».
О комфорте специалистов завод заботился: у предприятия были столовая, детсад, рабочий клуб, база отдыха на реке Пачеболке, две библиотеки: технической и художественной литературы. К частным домам рабочих в поселке подвели тепло, улучшили их жилищно-бытовые условия. Наконец, построили 80-квартирный дом с жилой площадью 1350 кв. м.
Прибыль завода спустя 10 лет после открытия составляла больше 1,7 млн рублей в год. В 1972-м он вырабатывал 1748 тонн изделий: 1072 тонны литьевых и 676 тонн прессовых. Самое популярное сырье – полистирол ударопрочный, полипропилен пищевой, полиэтилен низкого и высокого давления, фенопласты. Все годы работы завод был в числе лучших предприятий как Рыбинска, так и Главного управления промышленности пластмасс СССР.
В 1993 году здесь создали АО «Полипласт». Сегодня на площадях бывшего завода пластмасс работает предприятие Мега-Пак, производящее пластиковую пленку для парников и коммерческой упаковки.

Продукция завода пластмассовых изделий Рыбинска
Официальная группа ВКонтакте газета «Рыбинские известия»