Люди с ограниченными возможностями здоровья получают образование, ищут подходящие вакансии, а государство стимулирует работодателей предоставлять им рабочие места.
Поиск работы — дело непростое даже для здоровых людей, а для инвалидов и подавно. А если ты молод и не имеешь достаточного опыта, то найти подходящее место становится еще сложнее.
Стимулировать работодателей трудоустраивать людей с ограниченными возможностями здоровья призвана региональная программа трудоустройства молодых инвалидов.
— Она рассчитана на инвалидов в возрасте до 44 лет, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, окончивших школу, — рассказывает заместитель начальника Рыбинского центра занятости населения Татьяна Королева.
Работодатель принимает человека с ограниченными возможностями здоровья на постоянную работу, назначает ему наставника на три месяца. Центр занятости возмещает работодателю минимальный размер оплаты труда в течение трех месяцев, а наставнику – половину минимального размера оплаты труда. Дальше специалист продолжает трудиться самостоятельно.
В рамках программы взять на работу молодого инвалида могут любые немуниципальные организации, хозяйствующие субъекты, индивидуальные предприниматели. Но в Центре занятости говорят, что особой популярностью у работодателей Рыбинска она не пользуется. Причин тому несколько. В том числе необходимость учитывать состояние здоровья работника.
— За время действия программы было трудоустроено большое количество горожан. Но, к сожалению, большинство из них по прошествии года-двух увольняются. Как правило, по соглашению сторон. Скорее всего, возможности здоровья не позволяют инвалидам работать в тех объемах, которые ждет от них работодатель, — говорит Татьяна Королева.
Сейчас на учете в Центре стоят 7 молодых инвалидов. Среди них люди с высшим и средним профессиональным образованием, есть и те, у кого за плечами только школа.
У потенциальных работодателей спрос на них невелик. Хотя рабочие места для инвалидов есть на многих крупных городских предприятиях.
Парадоксально, но диапазон вакантных мест, предлагаемых предприятиями для людей с ограниченными возможностями здоровья, достаточно широк.
— Каждый работодатель, у которого среднесписочная численность сотрудников свыше 35 человек, обязан выделять рабочие места для инвалидов. От 35 до 100 человек – 3%, больше ста – 4%, — уточняет специалист ЦЗН.
К примеру, в «ОДК-Сатурн» на данный момент актуальны 185 квотируемых рабочих мест для инвалидов. Казалось бы, людям с ограниченными возможностями есть из чего выбрать. Но есть и нюанс.
— Рабочие места создаются, но инвалидов с необходимым образованием, специальностью нет. На том же «ОДК-Сатурн» предлагают места инженера-технолога, токаря-карусельщика. Нам направить им некого, на учете в ЦЗН нет инвалидов, которые подошли бы на эти места, — разводит руками Татьяна Королева.
Но, несмотря на определенные сложности, государственные инициативы расширяют возможности поиска работы для людей с особенностями здоровья. К примеру, на сайте «Работа в России» представлено более 80 тысяч вакансий для инвалидов по всей стране. Голосовой сервис помогает гражданам с ограничениями по зрению пользоваться всем функционалом портала.
— Соискатели в резюме могут указывать информацию об инвалидности — так организациям проще подбирать сотрудников на квотированные рабочие места, — говорит Татьяна Королева.
В Рыбинске члены городского отделения Всероссийского общества слепых трудятся в ООО «Верхневолжское электроизделие». Предприятие выпускает сетевые армированные шнуры.
Сейчас здесь работают 30 человек разного возраста с различными заболеваниями. Инвалиды приходят сюда в поисках работы по направлению Центра занятости или по рекомендациям знакомых.
— Мы бы и рады трудоустроить больше инвалидов. Работа с такой категорией граждан – наш профиль. Но есть несколько «но», — рассказывает заместитель гендиректора ООО «ВЭЛИЗ» по кадрам и сбыту Ирина Кудряшова.
Во-первых, предприятие работает в условиях жесткой конкуренции, где ручной труд инвалидов противопоставлен автоматизированному производству.
— Конечно, мы не можем соревноваться в скорости и цене. Ручной труд дороже, поэтому заказы для нашего предприятия искать сложно. И штат наших сотрудников строго выверен – мы не можем себе позволить содержать больше специалистов. Когда заказы есть, дополнительные работники бывают нужны. Например, сейчас я бы взяла одного-двух сдельщиков, — рассказывает руководитель.
Второй принципиальный момент – далеко не все инвалиды действительно хотят работать.
— Тот, кто на самом деле хочет трудиться, задерживается у нас надолго. Но бывает, человек приходит с направлением Центра и сразу заявляет, что работать он не намерен. Люди с ограниченными возможностями здоровья получают пенсию, пособие по инвалидности, зачастую живут с родителями, которые ухаживают и присматривают за ними долгие годы. Стимула работать у таких порой нет, — рассуждает Ирина Кудряшова.
Руководитель Центра содействия трудоустройству, преподаватель Рыбинского колледжа городской инфраструктуры Виктория Гладкова уверена — молодым людям с особенностями здоровья обязательно нужно учиться, получать профессию.
В РКГИ, в рамках программы инклюзивного образования, молодежь с тяжелой инвалидностью учат по двум специальностям: кухонный рабочий и специалист по комплексному обслуживанию зданий. Первый работает помощником повара — моет посуду, чистит овощи. На втором лежат обязанности по уборке помещений, мелкому ремонту.
— Наших выпускников, специалистов по комплексному обслуживанию зданий, берут на работу в частные и муниципальные организации – ОКЦ, СК «Метеор». Причем людей с разными проблемами — с ДЦП, ментальными нарушениями, сердечными болезнями, — рассказывает Виктория Гладкова.
В кухонные помощники идут ребята с более серьезными заболеваниями. Таких специалистов берут предприятия общественного питания, санаторий им. Воровского.
— Сейчас у нас на специальности по обслуживанию зданий учатся трое слепоглухонемых мальчишек. У них колоссальная тяга к знаниям, желание в дальнейшем работать по выбранной специальности, — говорит руководитель. По ее наблюдениям, из общего количества выпускников-инвалидов устраивается на работу примерно половина.
Но Гладкова уверена, что амбициозных людей среди молодых инвалидов больше. Недаром рыбинцы регулярно участвуют в национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов «Абилимпикс».
Инвалидам сложнее устроиться на работу, это безусловный факт. Но желания быть нужными у них порой больше, чем у здоровых соискателей. Сейчас появилось больше возможностей для самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья, главное, чтобы требования работодателей совпадали с возможностями работников.