27 октября в Рыбинском музее-заповеднике открывается выставка «Иллюзия совершенства. Классицизм. Рыбинск. Образы эпохи». Гости увидят шедевры русской и европейской живописи, графики, иконописи, фарфора и стекла, мебели эпохи классицизма XVII-XIX веков из собрания Рыбинского музея-заповедника. Многие произведения экспонируются впервые.
— На выставке более 150 произведений, в которых ощутим отраженный свет античной классики в предметах старины и искусства местной знати Михалковых, Мусиных-Пушкиных, Лихачевых. В загородном имении дворяне обустраивали свой образцовый, самозамкнутый мир, свое государство в государстве, — поясняет куратор выставки, искусствовед Ирина Хохлова.
Живописные интерьеры Петровского на выставке превращаются в реальный уголок комнаты с горкой, креслами, консолями, ширмой. На столе Мусиных-Пушкиных экзотическая статуэтка носорога, масляная курильница и диковинные кабинетные вещицы – бульотка, пресс-папье, миракль.
Семейное родословие превращается в «раскидистое дерево» в лицах-портретах. Дополняет атмосферу рукоделие обитательниц усадеб – вышитые бисером кошельки, подстаканники, иконки.
Мир мужчины этой поры суров и воинственен. Свойственный классицизму культ триумфа, тяга к героизации в искусстве совпали с освободительным национальным подъемом в России в период Отечественной войны 1812 года. На выставке два портрета кисти англичанина Джорджа Доу: императора-победителя Александра I и великого князя Николая Павловича.
— Благоговение перед античностью, помноженное на имперскую любовь к геральдике, породило в произведениях фарфора, стекла и металла популярность воинских атрибутов, гирлянд, пальмовых ветвей, лавровых венков. Обильная позолота изделий и осанистые бюсты мастера ИФЗ А.К. Шписа, строгие ампирные формы посуды с гербами, помпезные высокие вазы-амфоры характерны для Императорского фарфорового завода, предприятий Гарднера, Попова, Батенина, — перечисляет куратор.
Европейский классицизм XVII столетия представлен шедеврами французской, итальянской и голландской гравюры Д.Б. Галеструцци, Р. Нантейля, Ф. Вилламены, Ж.Б. Пуальи, Г. Лересса из коллекций Михалковых.
В живописи тоже господствуют библейские и мифологические темы: «Проповедь Иоанна Крестителя» с атлетично-прекрасной фигурой пророка круга Себастьяно Риччи, копия с Тайной вечери Леонардо. Впервые экспонируется полотно «Исцеление слепого Товита», где почти рембрандтовский поток света воплощает прозрение.
Судя по чертежам на выставке, Рыбинск первой половины XIX века — город воплощенных архитектурных проектов молодого Карла Росси, его творческой лабораторией и наброском петербургских шедевров великого зодчего. Рыбинск проектировали и другие классицисты: А. Мельников, Г. Петров, П. Паньков, И. Шарлемань. Город окружал венец усадеб с портиками и колоннадами, каменными львами, с ротондами, органично существующими в стихии природы.
Ныне сохранились Старая биржа и собор – отголоски величавого торжества классицизма.