Темы 19 мая 2024 10:00

Хангыль по-рыбински

Первым в России исследователем Кореи стал рыбинец из купеческой семьи

В Рыбинске родился лингвист и востоковед Григорий Подставин, автор 11 пособий по корейскому языку, первый ректор Дальневосточного университета. Разбираемся, как он попал на Дальний Восток.

Лакомый полуостров

Сегодня молодежь всего мира сходит с ума по корейской музыке, культуре и кино. У редкой пятиклашки над столом не висит плакат с бодрыми кумирами и подписью на хангыль – корейском алфавите. А вот полтора века назад о Корее простые европейцы и россияне даже не слышали.

Однако умы мировых политиков XIX века Страна утренней свежести занимала прочно. Ослабленная, без армии страна виделась им очередной колонией: полезные ископаемые, дешевая рабочая сила, удобное морское побережье. В борьбу за влияние на Корейском полуострове вступили Россия, Китай и Япония. Забегая вперед, скажем, что Япония победит: в 1910-45 годах Корея была японской колонией. А для России это закончится позорным разгромом под Мукденом и Цусимой.

Но в середине XIX века Россия смотрела на восток с оптимизмом. В 1860-м основали Владивосток, стали планировать строительство Транссибирской магистрали, начали активно обучать специалистов по азиатским странам.

— Для возрастания роли России в странах Тихоокеанского региона, для развития отношений с ними требовалось много специалистов, знающих язык, культуру и быт дальневосточных народов, — пишет историк Амир Хисамутдинов. — Единственный в России востоковедный центр — Петербургский университет — не мог обеспечить возрастающие потребности. К тому же главным там считали теоретическое образование, классическую филологию, а не региональные исследования и практическое знание языка.

Одним из молодых специалистов, которые не остались теоретизировать в кабинетах, а лично отправились в изучаемую страну, стал наш земляк Григорий Подставин. Он познакомился с культурой и политическим строем Кореи. А кроме официального языка, изучал еще и разговорный стиль – анекдоты, фразеологизмы, сатиру, газеты корейцев. Знания он передавал русским студентам во вновь созданном Владивостокском институте.

Подставины Владимир и Григорий (на полу) в усадьбе Михалковых

Рыбинские корни

Родился Подставин в обычной купеческой семье Рыбинска. Его семья владела приметным угловым зданием на ул. Крестовой-41, где сейчас располагается магазин «Вкусвилл». Его построил прадед лингвиста – мещанин Дмитрий Фролович Ананьев. Он прибыл в Рыбинск из Москвы в 1842 году, завел пивоваренный и солодовенный заводы, записавшись купцом третьей гильдии. Купил участок земли на углу ул. Крестовой и Угличской (ул. Ломоносова). И построил там кирпичный двухэтажный дом с мезонином.

У его сына Алексея из четверых детей выжила лишь одна дочь Лариса. В 1873 году 16-летняя девушка осталась сиротой. Опекуном назначили 22-летнего Владимира Подставина, друга семьи, ее будущего супруга. Двадцать лет Владимир и Лариса Подставины жили в любви и согласии. Дом полностью обеспечивал их: первый этаж они сдавали в аренду под магазины и конторы, в подвале расположились харчевня и питейные заведения. Чтобы повысить доход, по ул. Угличской (Ломоносова) они пристроили каменные одноэтажные лавки, где шла мучная и портерная торговля.

В 1894 году Владимир Григорьевич скончался от туберкулеза. Лариса осталась вдовой с четырьмя детьми. Но расширенное имение приносило хозяйке солидный доход – свыше 10 тысяч рублей в год. Подставина жила неплохо, пока советская власть не отобрала у нее дом на Крестовой. Вдова переехала в село Александровское, где снимала угол в деревенском доме, пока не скончалась в 1921 году от болезни сердца.

Из всех детей Ларисы Подставиной самым успешным оказался старший Григорий. В Ры-бинском музее-заповеднике хранится фото, сделанное в конце 1880-х в усадьбе Петровское, где маленький гимназист Гриша сидит на полу, а вокруг взрослые – в том числе дворяне Михалковы.

После гимназии Григорий Подставин поступил учиться в Петербургский университет на факультет восточных языков, где изучал монгольский, китайский и маньчжурский языки. В 1898 году талантливый студент с отличием окончил университет и остался на кафедре монгольской словесности, чтобы получить профессорское звание. Через год во Владивостоке начали создавать Восточный институт – туда Григорий Подставин и отправился в числе лучших востоковедов страны.

Дом Подставиных в Рыбинске на Крестовой

Первопроходец

В Восточном институте сразу открыли две кафедры – китайского и японского языков. Для кафедры корейского не было ни преподавателей корейского языка, ни ученых-корееведов, ни учебников, ни методик преподавания. За дело взялся рыбинец Подставин – ему пришлось начинать с нуля.

Корейского языка Григорий Владимирович тоже не знал, но в совершенстве владел монгольским и маньчжурским языками – с корейским они близки типологически. А еще, судя по всему, он обладал авантюрной жилкой и не боялся трудностей. Вместо того чтобы выписать из Кореи учителя языка, наш земляк с головой окунулся в языковую среду. Добравшись до Дальнего Востока, он сразу поехал в Сеул – центр политической и интеллектуальной жизни страны – и за полгода развернул бурную деятельность.

— Подставин собирал материал по географии, истории, экономике и политике страны. Он активно путешествовал по корейскому полуострову, вел подробнейший дневник, собрал множество исторических преданий, большую этнографическую коллекцию, сделал много фото. Его наблюдения легли в основу книги, изданной Восточным институтом на корейском языке, — сообщает историк Амир Хисамутдинов.

Вернувшись, Подставин стал профессором корейской словесности. За первые три года преподавания он выпустил ряд учебников и пособий для студентов: «Корейскую хрестоматию» (1901), «Пособие по практическому изучению корейского языка» (1901), сборники разговорного корейского (1902), смешанного корейско-китайского письма (1902), образцов официальных документов (1903). Он побуждал студентов изучать живой язык, звучащий на улицах, в газетах, в частной переписке.

Восточный институт

— Он первым исследовал живую корейскую речь: как чисто народную, так и ямбаньский язык, характеризующий интеллигентный класс корейского общества, — писали о Подставине современники. — Он основательно проштудировал эту совершенно неведомую у нас область языкознания.

Как любой первопроходец, Подставин исследовал сразу много областей. Действуя как политолог, он создает пособие «Преподавание политического устройства Кореи», где выделяет темы для изучения: императорская власть, министерства, их компетенции, губернаторы, сфера их деятельности, местное самоуправление. Это была первая в России вузовская программа по политическому устройству Кореи.

Действуя как этнограф, Подставин собрал «обширную коллекцию предметов домашнего корейского обихода, важнейшие образцы одежды, предметы религиозного культа и ремесла корейцев». Он привез фото и открытки, где изображались быт корейцев и живописные виды страны. Это стало идеальными наглядными пособиями для студентов.

А библиотеку Восточного института Григорий Подставин снабдил литературой на корейском языке. Тут были как старопечатные книги и рукописи на ханмуне (кореизированная форма китайского письменного языка), так и книги новой корейской литературы за 1880-1910 гг.

В Восточном институте уроженец Рыбинска 22 года возглавлял кафедру корейской словесности и монгольской словесности. А в 1920 году, когда Восточный институт преобразовали в Дальневосточный университет, его первым ректором назначили Григория Владимировича.

С окончанием Гражданской войны в 1922 году многие профессора и студенты навсегда покинули родину. Был среди них и Григорий Подставин с семьей. Через два года он скончался в китайском Харбине. Коллеги вспоминали, что это был глубоко интеллигентный и добрый человек, чуждый интриганству, себялюбию и корысти.

Подставин Григорий / Могила Григория Подставина в Харбине

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме