Маленькая книжечка карманного формата. В ней – три века из жизни нашего города, древней, заповедной, таинственной. При содействии управления культуры Рыбинска в свет вышли «Очерки по истории Рыбной слободы» краеведа Галины Левиной.
В ряду краеведческой литературы «Очерки…» Галины Левиной стоят особняком. Как правило, исследователи препарируют историю 19-20 веков, обходя стороной более ранние ее пласты. Лишь немногие погружаются в глубь 18 столетия и уж совсем единицы — к истокам Рыбной слободы.
Средневековье, по сути, остается для нас «темными веками», так как документов по начальному рыбинскому периоду не сохранилось, кроме нескольких упоминаний Рыбной слободы в источниках 16 века, которые тоже можно на пальцах перечесть. А между тем период интереснейший.
Галина Дмитриевна предприняла попытку реконструировать общую картину жизни наших предков. В своем исследовании автор обращается к документам и картографическим материалам конца 18-начала 19 веков, трудам историков, проводит исторические параллели с созданием других русских слобод.
Краевед связывает основание Рыбной слободы с экономическими и политическими притязаниями Ивана III.
«В 70-е годы пятнадцатого столетия великий князь московский поторопился закрепить за собой новую северо-западную окраину Московии, создав две слободы: Рыбную и Борисоглебскую. Обе – рыболовецкие», — пишет Галина Левина.
Ее гипотезу подтверждают археологические раскопки в центре Рыбинска, которые говорят о появлении здесь крупного поселения не ранее второй половины 15 века. А вот как изначально называлась Рыбная слобода – споры ведутся до сих пор.
В «свидетели» автор книги призывает немца Штадена, дважды предателя, готовившего план захвата Руси. Провинившись у себя на родине, он бежал в Московию в ряды опричников, однако, оказавшись в опале и у Ивана Грозного, в 1572 году затаился в Рыбной слободе, которую так и называет, а поселение в устье Шексны – попросту Устье.
Галина Левина не только «листает» перед нами пожелтевшие архивные манускрипты, она зовет нас на экскурсию по Рыбной слободе 1676 года. И вот мы меряем сажени, идем улицами, площадями да огородами, через «колашные» ряды и питейные избы (необычному «путешествию» посвящается одна из одиннадцати глав книги). Мы узнаем про первую в слободе деревянную церковь Петра и Павла и первый каменный храм – Преображения Господня «о пяти главах, на высоких папертях».
На фоне общероссийских общественно-политических процессов особенно рельефно рисуются события местной истории, вычитанные в «Писцовой книге дворцовой ловецкой слободы», духовных и договорных грамотах великих и удельных князей, бумагах рыбнослободской ратуши.
Какими «слободами» привлекали в новое поселение рыбных ловцов и ремесленников? Что за бурную жизнь вели «рыбляне» по ночам? Чем питались наши предки? И как капуста спасла жизнь некоему Шишкину, пострадавшему от «бесчеловечных пыток в следственной комиссии»?
Как местный «олигарх» второй половины 17 века поп Данило Михайлов узурпировал государевы земли, и что из этого вышло? Почему из всех ремесленников на то время самая большая братия была кузнечная? И как темной августовской ночью 1777 года полицейские спасли слободу от пожара, вспыхнувшего от «зажигательных злодеями лаптей»?
Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете на страницах «Очерков по истории Рыбной слободы» Галины Левиной. Впрочем, автор уверяет, что с выходом книги в свет исследования продолжатся, а значит, впереди еще немало открытий.