Продолжаем рассказывать историю развития транспорта в Рыбинске. Начало истории — здесь, здесь, здесь и здесь
26 сентября 1930 года Совет труда и обороны СССР своим постановлением «О концентрации средств автомобильного транспорта и рациональной их эксплуатации» окончательно уточнил функции «Союзтранса», определив его как «основное автопредприятие страны общего пользования, работа которого должна быть прямым продолжением работы железных дорог и водных путей, а в местах их отсутствия Союзтранс должен выполнять функции основного транспорта».
Одним из видов работы Рыбинской конторы «Союзтранс» были трактовые перевозки в Пошехонье-Володарск – направление очень непростое. Груз необходимо было загрузить на железнодорожной станции, пристани или складе правого берега, довезти до пристани, переправить на левый берег Волги, и только затем начиналась собственно трактовая перевозка.
В мае 1931 года управляющий Ивановским областным трестом Глазунов побывал в Рыбинске и Пошехонье-Володарске и со своими впечатлениями выступил на совещании: «В работе автомашин на тракте имеется целый ряд безобразий: в Милюшине появилась новая остановка (шофера и пассажиры идут пить чай) – новый простой; по прибытии в г. Володарск – все пьяно: и грузчики, и старшие; машины опять простаивают. Груз охраняется старухой – понятно, охраняется скверно и растаскивается. Всего недопустимого простоя получается до 5 часов в рейс. Дорога на тракте очень плоха: переправа через реку Ухру – безобразна; за отсутствием парома производится свалка груза на одном берегу, навалка на другом; груз портится, растаскивается».
Относительно переправы через Ухру – паром на реке принадлежал колхозу «Буденовец» и весной затонул, к тому же мал.
Чтобы наладить перевозки, 1 июня 1931 года открыли Пошехоно-Володарскую контору «Союзтранс», для чего передали из Рыбинской конторы три автомобиля. Позднее в качестве помощи Рыбинская контора стала предоставлять Володарской конторе ежедневно четырех лошадей с полной запряжкой и возчиками для перевозки грузов из Рыбинска на Новый Ерш и обратно.
Но что-то у пошехонских коллег пошло не так, и 1 марта 1933 года Пошехоно-Володарская контора была ликвидирована как самостоятельное транспортное предприятие и передана в подчинение Рыбинской конторе.
Во время своего визита в Рыбинск управляющий Ивановским областным трестом отметил также, что «помещение билетной кассы очень неудовлетворительное в проходном коридоре, что мешает работе конторы (галдеж, шум, невозможность посетителям пробраться в контору) с одной стороны, с другой – не обеспечивает минимумом удобств пассажира».
Через некоторое время контора переехала по адресу: Рыбинск, площадь 25-го Октября, д. 2/12.
На фото площади, ныне Красной, справа от памятника, хорошо видно вывеску «Союзтранса» по этому адресу.
Рыбинская контора имела развитое складское хозяйство – склады располагались в центре города, в Городских амбарах, Копаево, Ярмарочном тупике, на Ново-Волжской ветке. Позднее один из каменных складов в Пионерском переулке был перестроен в жилой дом.
Всего штат конторы составлял 266 человек.
Обоз конторы к осени 1931 года состоял из 90 лошадей, из них ежедневно выходило на перевозки до 85. Точнее, это уже был не обоз, а конный парк, в котором учет работы осуществлялся по специальной инструкции. При выпуске лошадей на работу зав. обозом выписывал на каждого возчика путевой листок, заполняя следующие графы:
Случались курьезные происшествия. Однажды на Заструйке, у дома № 14 по Алебастровой улице, были замечены 5 лошадей, нагруженных овсом, стоящих без всякого надзора. Возчики сидели в доме, превратив обеденный перерыв в пьянку. Лошадки, которых не очень хорошо кормили, подмешивая к урезанной пайке ржаную солому, не растерялись: сзади стоящие разорвали на возах мешки у впереди стоящих и плотно пообедали перевозимым грузом.
Работу конного и автомобильного парков, кроме традиционного бездорожья, осложняли разлив рек, сильный перепад уровня воды в Волге, отсутствие переправы весной и осенью. Часть складов подтапливалась.
До нашего времени дошли фотографии наводнений в Рыбинске 1915, 1926, 1931 годов, когда вода заливала Волжскую набережную, Большую Казанскую, Советские площадь и улицу полностью или частично. Деревянный мост через Черемуху у пожарной каланчи уходил под воду. Сухопутная связь с Зачеремушным районом прерывалась, добирались на лодках.
Уровень воды в Волге в течение года сильно колебался. Из-за этого менялись углы въезда/съезда на пристанях. Кроме того, мостки пристани городского перевоза оказались не приспособлены к приему автомобилей. Они не выдерживали тяжести автомашин, приходилось сначала выгружать, а после переправы загружать груз.
В феврале 1932 года стало известно о начале работ у Ярославля по устройству плотины через Волгу, благодаря чему в Рыбинске будет поднят уровень воды на 6 метров. Предполагалось, что уровень воды в Волге не будет подвергаться изменениям и примет постоянный характер. При перевалочных работах грузов на пассажирских пристанях исчезнет необходимость преодолевать крутой подъем и спуск к пристаням, дорога по берегу между пристанями также не потребуется. Но в жизнь воплотили другой проект плотины.
Для пассажиров, кроме городского перевоза «Пролетарская – Новый Ерш» через Волгу, действовали речные переправы у Васильевского и через Шексну. Их обслуживали Рыбинский РайОСВОД и частники. Мостовых сооружений через Волгу и Шексну в Рыбинске не было, а потребность в них ощущалась все острее…
В наступившем 1933 году Рыбинская контора «Союзтранс» сменила название и подчиненность: Рыбинская контора «Автотранс» Ивановского областного автотранспортного треста «Автотранс» Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР. Впрочем, профиль деятельности остался прежним.
Константин Мишин
Продолжение следует