Российские граждане получили больше возможностей для того, чтобы отстаивать свои потребительские интересы. Летом 2012 года Пленум Верховного суда Российской Федерации принял постановление
«О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в котором поставлены точки над «i» по поводу многих спорных моментов.
Адьес, коллекторы!
Правомерны ли действия кредитного учреждения, передающего коллекторскому агентству долги физических лиц по кредитным соглашениям?
В постановлении Пленума прямо говорится о том, что такие действия нельзя считать законными, а коллекторы не имеют никакого права требовать от гражданзаемщиков, вопреки их воле, погашения долгов по кредитам.
Такое положение объясняется тем, что законодательством не предусмотрено право банка уступать право требования по кредитному договору с потребителем лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности. Таким образом, если кредитный договор не содержит условий о возможной уступке права требования, которое было согласовано сторонами при его заключении, потребитель вправе не вступать с коллекторами в какие бы то ни было отношения и пожаловаться на действия банка и коллекторов в Роспотребнадзор и в правоохранительные органы. Так что, уважаемые потребители, внимательнее читайте договоры.
Я к вам с подарком
По опыту работы специалистов в сфере защиты прав потребителей можно сказать, насколько порой непросто бывает доказать правоту потребителя, если речь идет о товаре, который он не приобретал лично, а, например, получил в подарок. Раньше претензию мог предъявить только номинальный владелец, то есть тот, кто купил вещь или оплатил услугу. Отныне же одинаковые права есть и у гражданина, который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии).
Респект туристам
Законодатели дали однозначный ответ, кто несет ответственность в случае возникновения споров в сфере туристического бизнеса. Ранее туроператоры и действующие от их имени на местах турагенты нередко сваливали это бремя друг на друга, но Верховный суд поставил точку в давнем споре. Ответственность перед туристом за качество исполнения обязательств по договору, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор. В том числе туроператор отвечает и за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. Равным образом туроператор признается надлежащим ответчиком и по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
Медицинские, социальные, образовательные…
Под юрисдикцию постановления, принятого на Пленуме, подпадают и взаимоотношения в сфере здравоохранения и социального обслуживания населения, а также образовательные услуги. Теперь они также регулируются Законом о защите прав потребителей.
Начальник отдела по защите прав потребителей администрации города Светлана Пушкина привела конкретный пример: «Если человек получил инвалидное кресло, которое по тем или иным параметрам не подошло или вообще оказалось бракованным, то раньше он оказывался в довольно сложной ситуации. Товары такой категории нельзя было вернуть, и зачастую решение проблемы зависело от доброй воли руководства магазина медтехники. Теперь же такие спорные вопросы регулируются Законом о защите прав потребителей, то есть клиент может требовать возврата денег за некачественный товар, исполнения заказа заново, а также имеет полное право на исчерпывающую информацию о производителе и свойствах товара».
Мораль сей басни такова
Теперь потребителю не придется доказывать в суде, что непрофессиональные действия продавца или специалиста, оказавшего ему ту или иную услугу, доставили моральный вред. В судебных разбирательствах он отныне будет учитываться априори как вред, причиненный неисполнением требований закона.
«При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы или услуги) или суммы, подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости», уточнила С.М. Пушкина.
Еще одно интересное нововведение, которое может подстегнуть продавцов решать все сложные вопросы с покупателями, как того требует закон, а не доводить до суда отныне при удовлетворении Фемидой требований потребителя в связи с нарушением его прав, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем, исполнителем, продавцом, индивидуальным предпринимателем или импортером, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Кстати, если раньше штрафы взымались в пользу муниципалитета, где проводился суд, то теперь они идут в карман потребителю. Вот наглядный пример: недавно в городском суде при непосредственном участии специалистов отдела по защите прав потребителей разбирали иск жительницы города к одному из салонов сотовой связи. По его итогам девушка не только получила с продавца стоимость телефона, в котором проявился дефект (около 6 тысяч рублей), но и равноценную сумму штрафа. С учетом морального вреда сумма выплаты составила более 20 тысяч рублей.