Кузнец Иван Хмелевский из Рыбинска подружил ремесло 500-летней давности и компьютерные технологии, работу и творчество
Прежде чем взять в руки молот, Иван Хмелевский сменил не одну профессию. Выпускник кафедры «Станки и инструменты» РГАТУ работал на предприятиях Рыбинска мастером, инженером и даже не помышлял о старинном ремесле. Пока не увидел ролик о кузне в интернете.
— Меня вдохновили не изделия, а сам процесс. Металл нагревается докрасна и лепится, как пластилин, — вспоминает кузнец. — Вся ковка началась у меня с гаража, сварочного аппарата, болгарки и желания: «Хочу – и все!».
Новое хобби потребовало серьезных вложений. Не только материальных, но трудовых и творческих. Первым делом начинающий кузнец купил наковальню, сделал горн, чтобы греть железо.
— Начинал с самых простых изделий – мангалы, двери, ворота в гаражи, которые пытался оформить красиво, — рассказывает Иван. — Но мне хотелось развиваться, делать более художественные вещи.
За новыми знаниями он пошел в интернет. Но быстро понял, что при всем обилии информации найти что-то путное там очень трудно. На помощь пришли старые книжки.
— Читаю советские учебники по горячей обработке металлов 1950-60-х годов, в них очень хорошо расписаны техпроцессы, — говорит кузнец. — Они и по сей день актуальны. Электроинструмент сейчас, конечно, используется, но, по сути, только для ускорения процесса. А глобально технологии в кузнечном деле не меняются уже лет пятьсот. По-другому никак, если хочешь сделать вещь, к которой прикоснуться приятно.
Иван – мастер-самоучка. Многие секреты ремесла он постигает проверенным веками методом проб и ошибок.
— Уверенно могу сказать, что всему научился сам, — заявляет мастер. — Вроде бы и можно у кого-то спросить, но я понял, что не стоит. Когда сам идешь к чему-то, по пути осваиваешь еще кучу вещей, так и накапливается опыт.
Техническое образование – большой плюс в кузнечном деле, потому что и выковывать, и проектировать изделия Ивану приходится самому:
— Сначала все прорисовываю в программе 3D-моделирования. По чертежам воссоздаю изделие. Привожу на место, например, лестницу – и она встает с точностью до миллиметра.
Постепенно Иван Хмелевский начал осваивать и смежные профессии, одна из них – штамповщик. Штамповка позволяет привносить в изделия новые детали, которые не изготовишь другим методом. Но для нее нужно иметь серьезный опыт.
— Рисуешь эскиз. Из пластилина создаешь модель, чаще в натуральную величину. Затем в металле воспроизводится пуансон, пробивается матрица – и только потом изготавливается металлическая деталь, — перечисляет этапы работы мастер.
К необычным изделиям рыбинский кузнец подошел только недавно.
— Когда сложились воедино база из горы приспособлений, опыт, художественное видение процесса и уверенность в том, что я это могу, — объясняет Иван.
По его словам, в основном людей интересуют практичные вещи: перила, заборы, лестницы, изголовья кроватей.
— Самое тяжелое в профессии – это когда у тебя получилась одна секция забора, а тебе нужно сделать еще десять таких же. Интерес пропадает, а делать надо, — признается кузнец.
И настоящий праздник для мастера – интересные, нестандартные работы. Например, скамейка примирения, которая установлена сейчас на Волжской набережной в Рыбинске. Или мангал в виде мотоцикла. Или дракон в пол человеческого роста.
— Однажды мне довелось делать большого дракона. Делал я его долго, но оно того стоило. Мне интересно пробовать, изобретать новое, находиться в поиске решений. И когда в результате все получается – это большая радость!
В своей работе Иван ориентируется на искусство кузнецов прошлого. Вдохновение черпает в старинных кованых крыльцах, лестницах, решетках Санкт-Петербурга и Европы.
— Старинная ковка очень показательна. У людей не было сварочных аппаратов, электрических инструментов, а вещи создавались такие, что и сегодня со всем техническим арсеналом их не повторить, — восхищается он мастерством предшественников.
Работы у Ивана Хмелевского достаточно. Иногда приходится махать молотком и днем, и ночью. Но кузнечное мастерство для рыбинца – это, прежде всего, занятие, которое позволяет раскрыть себя.
— Главная цель – профессиональный рост. Скатиться до поделок точно в мои планы не входит. Я постоянно требую от себя совершенствоваться. Часто смотришь на свою работу через какое-то время и думаешь: «Мог бы лучше». Поэтому самое интересное изделие то, которое сейчас в работе.
Молодец! Успехов!
Прекрасный мастер и действиетльно увлеченный художник. Было очень приятно работать с ним при воплощении «Скамьи примерения». Рыбинск — город талантливых людей.
Ваня, удачи тебе в твоём творчестве!
ЗдОрово, молодец!