Социальная реклама утверждает, что люди не делятся на инвалидов и не инвалидов. Теоретически все верно, но как быть, когда дело доходит до практики. Нередко проблемы у людей с ограниченными возможностями возникают сразу за порогом их дома. Иногда даже просто выйти на улицу подышать свежим воздухом они не имеют возможности.
Изменить ситуацию призвана федеральная программа «Доступная среда», о первых этапах реализации которой в Рыбинске наша газета уже писала. Есть здесь еще один немаловажный момент - этот масштабный социальный проект непосредственно затронет ряд образовательных учреждений города и сделает их доступными для детей с ограниченными возможностями.
До 2015 года пять рыбинских образовательных учреждений должны быть оборудованы всеми необходимыми техническими приспособлениями. Первой ласточкой стала школа №20. Именно здесь в конце минувшего года начались ремонтные работы, цель которых оборудовать школьное пространство так, чтобы детиинвалиды, в том числе колясочники, могли беспрепятственно посещать образовательное учреждение. Из федерального бюджета на эти цели выделено порядка одного миллиона рублей, из областного 1 миллион 363 тысячи рублей, городского 125 тысяч рублей.
Как пояснила ведущий специалист отдела общего образования департамента образования Наталья Яровенко, программа «Доступная среда» рассчитана на детей-инвалидов и других маломобильных групп населения и интеграцию их в полноценные общественные отношения.
— Охватить все образовательные учреждения сразу невозможно. Начав с Мариевки, мы сделали выбор в пользу школы №20, находящейся в центре микрорайона, — говорит Яровенко.
Само здание до последнего времени было абсолютно не приспособлено для нужд детей, передвигающихся в инвалидных колясках. Поэтому в рамках выделенного финансирования было принято решение оборудовать в соответствии со всеми требованиями вход в образовательное учреждение. Для этого здесь строится пандус с навесом и подогревом.
На крыльце установят специальные двери - более широкие, снабженные удобными ручками. Ступеньки со специальным покрытием и поручни для слабовидящих детей. Внутри здания все пороги будут устроены так, чтобы можно было беспрепятственно передвигаться на коляске. Для детей с ограниченными возможностями здоровья оборудуют особый кабинет - мультисенсорную комнату.
Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, тихая музыка все это создаст ощущение покоя и умиротворенности. Такие условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату порой называют «комната-доктор». Вот только некоторые ее положительные стороны: пребывание здесь способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
— Для будущих учеников закупаются специальные парты и стулья - мебель, которая сконструирована так, что поддерживает ребенка в сидячем положении. С учетом того, что ребятам приходится перемещаться по всей школе, предусмотрена поставка специального электроподъемника для колясочников. В реестр специализированного оборудования входит программно-аппаратный комплекс «Видимая речь», — продолжила Наталья Яровенко. - Все это необходимо для того, чтобы слабослышащие, слабовидящие дети, ребята с проблемами опорно-двигательного аппарата могли успевать в учебе.
Как это будет работать на практике, станет ясно в будущем учебном году, когда школа начнет принимать детей с ограниченными возможностями. Пока остается открытым вопрос о доставке таких ребят в школу.
— Когда будут созданы условия для обучения и появятся дети, желающие ежедневно посещать школу, тогда займемся решением этой проблемы вплотную, - уточнила Наталья Яровенко.
Назвать образовательные учреждения, которые примут участие в программе в 2013 году, пока сложно. Пока программой охвачены такие густонаселенные микрорайоны, как Веретье, Волжский, Скоморохова гора.
Как и прежде, выбор остается за родителями и детьми - где и как учиться. Дистанционное обучение и обучение на дому - давно зарекомендовавшие себя способы, но если у ребенка с ограниченными возможностями появилось желание, как другие сверстники, ходить в школу, то возможностей осуществить его станет больше.