Судьба занесла кировчанина в Рыбинск после окончания Ульяновской школы летчиков-инструкторов Осоавиахима в 1938-м. До этого он успел поработать плотником на Урале, чернорабочим на Ижорском заводе в Ленинграде, грузчиком в ленинградском порту, а вечерами учился на рабфаке.
Когда началась война, Иван пришел добровольцем в военкомат, но получил отказ. Такой ценный инструктор нужен здесь – учить кадры для авиационных военных училищ.
Только через год, когда аэроклубы военизировали, Якурнова взяли в армию. Правда, до января 43-го он так и продолжал готовить летчиков.
Зимой младший лейтенант был направлен в запасной авиационный полк Воронежского фронта для овладения боевой машиной – штурмовиком Ил-2. А летом, накануне начала Курской битвы, Иван прибыл в состав действующего штурмового авиаполка.
3 августа 1943 года он впервые поднялся в небо в качестве бойца. Предстояла штурмовка вражеских войск, оборонявших Белгород. За месяц боевой работы по освобождению Белгородской и Сумской областей Якурнов уничтожил столько живой силы и техники противника, что в конце августа был удостоен ордена Красного Знамени – своей первой награды.
Вскоре талантливому летчику, уже лейтенанту, доверили командование целым звено. Бойцы штурмовали врага на Букринском плацдарме, уничтожая его в районах Григоровки, Великого Букрина, Куриловки, Шандры и на окраинах Киева. За полгода на счету Якурнова было уже 58 вылетов.
Вот несколько его заданий. 20 сентября 1943 года Иван Якурнов и его товарищ Герой Советского Союза Анатолий Болдин проводили разведку войск противника юго-восточнее Киева, на левом берегу Днепра, в районе местечка Гребенки – Золотоноша. В глубоком тылу неприятель не ожидал вторжения наших самолетов. Наши летчики блокировали важную автомобильную магистраль противника и уничтожили несколько автомашин с вражеской пехотой.
В декабре в Житомирско-Бердичевской и Проскуровско-Черновицкой операциях старший лейтенант Якурнов участвовал уже в качестве командира эскадрильи.
Не раз Иван вылетал на штурм в одиночку. В январе 1944 года восточнее города Белая Церковь Якурнов произвел разведку железнодорожной станции Мироновка – она оказалась под завязку забита железнодорожным подвижным составом противника.
Боеприпасов на борту ИЛа оставалось всего ничего, поэтому летчик в первую очередь атаковал цистерны с горючим. Четыре из шести вспыхнули ярким огненным облаком. Когда летчик вернулся на свой аэродром, на самолете было обнаружено 29 осколочных пробоин. По сигналу штурмовика на станцию подтянулись остальные силы. Тогда немцу пришлось несладко.
11 марта 1944 года Якурнов обнаружил на дороге Немиров – Винница сплошную автоколонну с живой силой и грузами численностью до 2000 единиц. Произведя 8 атак по автоколонне, он лично уничтожил 10 автомашин противника.
Через две недели, командуя восьмеркой ИЛ-2, он атаковал прорвавшиеся танки в районе города Броды, лично уничтожил 4 танка и 3 автомашины.
3 апреля с четверкой штурмовиков атаковал штабы немецкой танковой дивизии и ее подразделений в населенном пункте Борщув, уничтожив до 10 автомашин.
11 апреля Иван Якурнов в сто первый раз поднялся в небо.
С рассветом шесть самолетов отправились штурмовать немецкий полевой аэродром. Пролетели мимо станции Красное – там шла разгрузка железнодорожных составов. Противник яростно отстреливался. Пролетев больше 30 километров, летчики увидели вражеский аэродром совершенно пустым, без самолетов и людей. Экипаж получил приказ вернуться на станцию Красное и бомбить ее.
Когда Иван отделился от группы, в атаку на него бросились два неприятельских истребителя. У станции фашисты открыли ураганный огонь по самолету из зениток. Боеприпасы ИЛ-2 Ивана таяли. Собравшись выводить машину из пикирования со стометровой высоты, Якурнов вдруг почувствовал сильный удар снизу. Мотор закашлял, пропала тяга, и самолет стал падать. Каким-то чудом с заглохшим мотором и поднятым шасси он приземлился на возвышенности. Оказалось, сели на свою землю.
К июню 1944 года командир эскадрильи 92-го гвардейского штурмового авиаполка 4-й штурмовой авиационной дивизии 2-й воздушной армии (1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант Якурнов совершил 109 боевых вылетов. 70 из них – на штурмовку войск противника, 18 – на разведку, 21 – на свободную «охоту», в которых уничтожил и повредил 103 автомашины, 15 танков, 26 вагонов, 4 цистерны с горючим, 2 паровоза, 4 склада с боеприпасами, 5 полевых орудий, до 200 сол- дат и офицеров, в воздушных боях сбил 1 самолет противника. Был ранен.
В октябре его представили к высшей награде – званию Героя Советского Союза.
В 1945 году гвардии капитан, а затем и гвардии майор Якурнов участвовал в операциях уже в должности заместителя командира полка по технике пилотирования. Знал ее на отлично. Ориентировался в любых метеоусловиях без сбоев.
Когда полк поддерживал наступление корпусов 3-й гвардейской танковой армии на польский город Ченстохов, Якурнов лично водил большие группы самолетов на штурмовку засевшего в Бреслау врага и на одерские плацдармы в районе этого города.
Затем был прорыв обороны фашистов на реке Нейсе, штурм севернее города Котбус и финальный аккорд – рывок 1-го Украинского фронта на Прагу.
За отличия в боях на завершающем этапе войны Иван Якурнов был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
День Победы командир встречал в столице Чехии.
После войны майор еще год отдал армии. А потом вновь продолжил учить летчиков, уже в Ульяновске, и даже работал в музее гражданской авиации на местном аэродроме. За безупречный труд к боевым орденам Героя прибавился трудовой – орден «Знак Почета».
Выдающегося летчика не стало в июле 2000 года. В 2012 году, в честь его столетнего юбилея, портрет Якурнова появился на конвертах Почты России.
Источники: Беляков Ю.П., Попов В.Г. «Герои земли Ярославской». – Ярославль: Индиго, 2010. – Т. 3, порталы «Яркипедия», «Герои страны», «Подвиг народа»