Прокурор не женская профессия. В ней нет места сочувствию и состраданию. В ней все должно подчиняться железной логике закона. Мужской и прямолинейной. Без учета индивидуальных особенностей каждого конкретного случая. Закон един для всех. Закон суров, но он закон. Что там еще говорят пословицы народов мира?
Начитавшись в детстве детективов, где умные и кристально честные сыщики разыскивают кровожадных преступников с помощью дедуктивного метода и собственной сверхразвитой интуиции, Елена Смирнова сразу после школы поступила в Демидовский университет на юридический факультет. Собиралась стать советским пинкертоном. Ну, в крайнем случае, следователем по особо важным делам. Подвели не ум, честность, опыт и интуиция. Подвело зрение медицинская комиссия не пропустила девушку на работу в милицию.
Разочарование не то слово. Трагедия, которая в юности кажется фатальной.
Может, и к лучшему, вспоминает Елена Смирнова о том периоде сегодня. Никто ведь заранее не знает, как сложится его судьба.
Никто не знает, но все свою судьбу строят. Или выбирают на развилках судьбы. В одну сторону пойдешь в милицию попадешь, в другую… Профессиональная линия судьбы Елены Смирновой вывела ее после окончания вуза к рыбинскому моторостроительному заводу. В гражданском праве освоилась быстро. Но и хозяйственных споров хватила через край.
После завода Елена некоторое время работала в юридическом отделе администрации Рыбинска. А однажды встретила знакомую из прокуратуры. Собственно, о прокуратуре Елена думала и раньше, но в те времена обязательным условием прокурорской работы было членство в КПСС.
С партией у нее как-то не складывалось. «По идейным соображениям», смеется она сегодня. И вот время идейно-партийных закончилось, и Смирнова поступила в Рыбинскую прокуратуру.
Тем временем линия личной жизни развивалась по своим законам. Замуж Елена вышла, будучи на втором курсе университета. Муж первая и единственная ее влюбленность работал, конечно же, в милиции. Сразу родила дочку Надю.
Академический отпуск не брала, на вечернее отделение не переводилась. Сдала досрочно летнюю сессию, практику перенесла на август и с ноября начала ездить в Ярославль ежедневно спасибо бабушке, которая сидела с ребенком. Маша родилась, когда Елена уже работала на заводе.
Куда встроить линию судьбы, которая определяет настроение? Как совместить профессию, личную жизнь и собственные, сугубо личные желания, интересы, возникшие не сегодня, с которыми человек не может расстаться всю жизнь?
История увлекала Елену еще в школе. В какойто момент она даже сомневалась, не связать ли с ней свою будущую профессию. Связать не связала, но история все равно стала частью жизни. Работа заставляла часто бывать в Ярославле.
А там, прямо напротив здания арбитражного суда, была расположена областная библиотека. Поэтому из Ярославля Елена возвращалась всегда поздно ночью. Шумеры, Древние Греция и Египет… От образов, возникавших в фантазии, захватывало дух. А потом была Оля Петрова.
Это был редкий период в истории современного Рыбинска, когда местные краеведы не ссорились и не воевали за лидерство. Они проводили субботники на старых церквях, собирались на заседание краеведческого кружка в здании костела. «Наша тетя из костела», - так звала Олю Петрову маленькая Надежда Смирнова.
На краеведческих заседаниях Елена Смирнова познакомилась с Рыкуновыми Ириной и Александром, будущими руководителями Рыбинской археологической экспедиции. И с маленькой Надей поехали впервые на археологические раскопки под Переславль. Это была неолитическая стоянка, о которой и сегодня Смирнова вспоминает экспрессивными словами: «Это что-то!»
Затем каждый год археологические раскопки на Усть-Шексне с Рыкуновыми. Она научилась копать. Дада, копать в экспедициях надо учиться. Древнее поселение не огород, где пашут лопатой, не разбирая. Здесь тщательно снимают сантиметровые слои земли в поисках артефактов. Здесь ночуют в палатках, а с раннего утра и до позднего вечера проводят в раскопе. И все трудности искупает однаединственная находка, счастье которой искупает палящее солнце или проливной дождь.
Еще одной страстью Елены Смирновой стали путешествия. История, культура, архитектура все это, прочитанное в книгах, требовало визуальных образов. Она ездила по России на электричках и поездах. Ездила сначала с маленькой Надей, затем и с обеими дочерьми. Маленькие и большие города, исторические места и архитектурные достопримечательности они не мелькали мимо окон проходящего поезда. Они оставались для того, чтобы найти свое место в памяти человека.
Питер - город-музей. Город, где количество исторических воспоминаний человечества на квадратный метр превышает допустимые пределы. И однажды Смирнова уехала в Питер.
Питерская прокуратура мало отличалась от рыбинской. Те же проблемы, то же напряжение.
И все время приходилось выбирать: помогать человеку или действовать по закону. А это далеко не всегда можно совместить. Остается сопереживание. И осознание своей беспомощности.
Вот рыбинская (или питерская) бабушка, которая своим тяжким трудом заработала квартиру и приватизировала ее вместе с сыном. Сын свою долю продал и пропил. И сегодня бабушке подселяют чужих людей. Закон на их стороне, а чувства кричат о несправедливости. Этот постоянный гнет собственного бессилия заставляет искать отдушины. Наверное, поэтому путешествия по России, история, археология.
От Питера Смирнова взяла все, что смогла. Музеи и лектории, филармония и питерские пригороды все, что успела в промежутках между работой и семейной жизнью. В Питере она научилась рисовать.
Впрочем, рисовать начала еще в детстве. Книжные образы просились на бумагу. Она иллюстрировала прочитанные книги, рисовала карандашом любимых героев. А в Питере нашла изостудию и освоила акварель и масло.
Сегодня в рыбинской квартире Смирновой стоят картины. Она их редко показывает и еще реже дарит. «Не нарисовалась», - смеется Елена и достает натюрморт. Холодные тона, суровые краски «Солдатская пасха». А это «Питерский пейзаж в восточном стиле» теплый и яркий СанктПетербург, который, наверное, хотели бы увидеть многие. Рыбинские пейзажи, натюрморты и всего один портрет младшая Маша с ребенком. Первая внучка.
Стимул к поиску
-А сколько всего внуков?
-Трое, две девочки и мальчик. Но скоро будет три девочки Надя вот-вот родит.
-Бабушкой работаете?
-Мне эта работа нравится. Впрочем, как и основная.
-А как совмещать все удается?
-Вот когда все нравится, тогда и удается.
-Путешествовать бросили?
-Да что вы! Учу иврит, собираюсь съездить в Израиль к сокурснице.
-Иврит-то зачем? В Израиле на русском говорят.
-Когда едешь в чужую страну, местный язык хотя бы немного стоит изучить. Я когда в Париж собралась, французский изучала.
-И как Париж?
Я увидела то, о чем с детства читала в книжках этим все сказано. Для меня все путешествия это как создание визуального образа прочитанного или услышанного. И общение. Мимолетное, легкое, ни к чему не обязывающее. Как с попутчиками в электричке. Слегка, но остаются в памяти надолго.
-А прокурорская работа? Она как-то вписывается в график жизни?
Это жизнь вписывается в график работы. Я иногда думаю: если бы не прокуратура, наверное, многого бы в моей жизни не было. Она как стимул к поиску отдушин. Много бумажной работы но она не несет такой нагрузки, как общение с людьми. Общение эмоционально. Причем часто негативно. Сегодня молодежь осознала свои права, но не научилась обязанностям. А стариков просто жалко. Вот, наверное, всю жизнь и ищу компенсацию в путешествиях, истории, архитектуре, рисовании, музыке. В детях и внуках.
… Все-таки прокурор не женская профессия. И вышивки-вязания-рисования привязать к ней довольно трудно. Но, видимо, можно. Как можно совместить прагматичность закона и романтизм искусства. Пусть не в работе, а в жизни, где работа только часть ее, и где такие разные линии профессионализма, семьи, увлечений пересекаются в одной судьбе.
Прокурора, который умеет сопереживать, путешественника, который видит прочитанное, художника, которому всегда мало красок. Как в судьбе прагматичного романтика Елены Смирновой, помощника рыбинского городского прокурора.