Вспоминаем историю Рыбинского речного училища.
Крушения судов на Волге в конце XIX века – столь же частая история, как сегодня автомобильные аварии на оживленной трассе. Причины бывали разные, но нередко пароходы и барки теряли управление из-за неграмотности персонала.
Проблему сформулировал первый начальник Рыбинского речного училища Черепанов в 1903 году: «Громадное протяжение наших внутренних речных путей, значительное число паровых и непаровых судов внутреннего плавания – все это требует обеспечить их надежным служебным персоналом. Есть острая потребность в образовании речных судоуправителей».
Открытия училища речников в Рыбинске добивались несколько лет. В конце XIX века у нас в городе существовал мореходный класс. За три десятка лет он выпустил немало моряков торгового флота и капитанов речных пароходов, которые обучались здесь за неимением речного училища. Однако крохотный класс не мог насытить дефицит кадров. Тем временем в капитаны и лоцманы шли люди безграмотные, не умеющие читать карты, писать отчеты, не желающие учиться.
Тот же Черепанов подчеркивал – персонал судна без образования приведет к гибели и корабль, и пассажиров, и груз. «Управитель судна без специальных знаний часто губит не только судно и груз, но и доверившихся ему пассажиров. Сегодня из 1923 речных капитанов только 394 человека получили спецобразование. Еще 1529 капитанов не имеют спецобразования. Полуграмотны 1261 человек, а 130 – совсем безграмотны. Следствие невежества этих лиц – столкновения, крушения судов и пароходов, порча водного пути, гибель людей и грузов. Речные училища остро необходимы».
Шесть раз Рыбинская городская дума и руководители мореходного класса подавали прошения о реорганизации его в речное училище. Они мотивировали это так: «Польза будет для российской промышленности и торговли, и для ярославского населения, которое всегда занималось судовым промыслом».
И наконец рыбинцев услышали. В 1899 году рыбинский мореходный класс преобразовали в речное училище второго разряда с целью «широко послужить речному судоходству». С 1900 года в училище уже было два класса.
Каждому рыбинцу знакомо здание сегодняшнего речного училища. Однако до революции колыбель капитанов своего здания не имела. С 1899 года оно размещалось в деревянном двухэтажном доме, принадлежащем детскому приюту Баскаковой на Пушкинской. А в 1915–1918 годах занимало два дома на ул. Вокзальной.
Сначала студентам не хватало учебных пособий и моделей. Библиотека, оставшаяся после мореходного класса и составленная из литературы по морскому делу, мало помогала в учебе. Постепенно приобрели нужные учебные пособия: модель деревянного парусного фрегата, модель парусного трехмачтового брига, деревянная модель речного буксирного парохода, деревянная речная баржа с подробным указанием креплений, железная модель отсека корпуса парохода с детальными креплениями, пять деревянных моделей речных барж, модель старинной расшивы, модель парового котла, модель паровой машины.
Появились и чертежи деревянных и железных паровых и непаровых судов, паровых машин, котлов. Библиотека пополнилась книгами по географии, истории, естествознанию, художественными произведениями, географическими картами, атласами, картами русских рек.
Зимой занятия длились с конца октября по конец марта. Основные предметы – геометрия с черчением, судовая практика с законоведением, судостроение, лоция общая и специальная, пароходная механика, судовая гигиена, счетоводство, такелажные работы. И предметы для общего развития – Закон Божий, русский язык, арифметика. Отстающие вечером занимались дополнительно.
В апреле студентов ждали выпускные экзамены. Собиралась строгая комиссия, приезжал представитель Министерства путей сообщения, приглашали опытных ассистентов и преподавателей.
Весной, как только сходил лед, и открывалась навигация, у будущих капитанов начиналась практика. Длилась она до поздней осени. Учащиеся занимали должности матросов, штурвальных, лоцманских учеников, помощников капитанов. И даже капитанов.
Трудились рыбинские ученики на речных пароходах по всей России. Кроме родных Волги, Мологи, Шексны, ходили по сибирским Иртышу, Зайсану. Работали и на западных реках – Днепр, Западная и Северная Двина, Неман, Висла.
За судьбой учеников пристально следило руководство училища. Педагоги получали письма от капитанов судов, на которых плавали студенты. Во время навигации учащиеся заполняли путевые журналы, туда вписывали необычные случаи, достойные внимания, снабжали их чертежами и рисунками. Журналы проверял начальник училища. Оценка за эту навигационную работу имела решающее значение для перехода в следующий класс и при окончании училища.
Нередко учениками становились люди опытные, с солидной практикой, занимающие ответственные должности на судах. За такими училище не надзирало.
Чем, кроме учебы, занимались будущие капитаны? Каждый воскресный вечер желающие пели хором, остальные читали вслух морские рассказы. Любители музыки организовали «весьма недурной оркестр». По праздникам, воскресеньям и в рождественские каникулы вчерашних крестьянских детей просвещали дополнительно. Читали лекции и беседовали на самые разные темы. Обсуждали популярную астрономию, историю России и географию, русский язык и литературу.
Были предметы бесед и более узкие, применяемые к будущей профессии. Например, однажды студенты узнали, как проводят землечерпательные работы на реках, и обсудили, чем это полезно судоходству. Лекции часто сопровождались показом световых картин. Это вызывало у слушателей неподдельный интерес и обеспечивало стопроцентную явку.
Развлекались студенты и за пределами училища. В городе они посещали лишь одну пивную с кегельбаном и бильярдом – остальные были под запретом. Из культурных развлечений популярностью пользовались спектакли и концерты Рыбинского драмкружка. На каждый праздник оттуда «любезно присылали бесплатные билеты, что ученикам, не имеющим средств, доставляло огромное удовольствие».
Выезжали ученики на экскурсии. Бывали в богатом хозяйстве купца и промышленника Михаила Журавлева: на его механическом и канатном заводе, на его судостроительной верфи. Посещали они железнодорожные мастерские и мастерские местного технического училища. Зимой ходили в городскую гавань – осматривали зимующие там суда. Все эти нехитрые культмассовые мероприятия положительно влияли на «малоразвитых волгарей», на кругозор и нравственный рост будущих речников.
Наказывали ли учеников за дурное поведение – драки, пьянство? Следить, как они ведут себя вне стен училища, было непросто. Ведь жили учащиеся не в общежитии, а на частных квартирах. Заботясь о быте вчерашних подростков, начальник училища с помощником время от времени посещали и обследовали квартиры учеников. Однако мер наказания, кроме выговоров, в училище не было.
Лихость и бесшабашность студентов сдерживало знание: место, которое предложат им на корабле, зависит не только от оценок, но и от их проступков. Должности на летней практике – от матроса до капитана – распределяли не только по знанию судоходного дела, но и по поведению. Поэтому каждый «старался создать хорошее о себе мнение в надежде получить приличное место службы».
За 11 лет существования в Рыбинское речное училище поступили 421 человек. Завершила курс лишь половина – 190 человек. Все они устроились на должности по профессии.
После революции в сентябре 1919 года училище преобразовали в техникум водного транспорта. В 1949 году ему присвоили имя Василия Калашникова – изобретатель, механик-самоучка, он трудился на Волге и много сделал для развития водного транспорта в России.
По материалам статьи Елены Вагановой, Госархив Ярославской области в Рыбинске