Теперь разговор пойдёт одновременно об удобрениях и раскислителях. О таком мало применяемом садоводами удобрении, как фосфоритная мука. Чем привлекательно для нас это удобрение и почему я рекомендую его? По двум причинам.
Во-первых, нам надо найти какой-то заменитель суперфосфату, то есть иметь чисто фосфорное удобрение. Во-вторых, стало сложно найти в продаже чистый известняковый раскислитель для почв: во многих магазинах даже под маркой известняковой идёт доломитовая мука, а это означает, что в ней недопустимо много магния.
Итак, фосфоритная мука — это источник фосфора, который нам необходим. Пришел я к этому выводу так. Началось всё с помидоров: причиной частого возникновения фитофторы на помидорах в открытом грунте в конце лета, которая мешает им вызреть, является недостаток фосфора в почве. Действительно, во многих удобрениях доля фосфора меньше: в навозе и компосте его примерно в 2 раза меньше, чем азота и калия, а в травяном удобрении эта разница ещё сильнее.
Да и в самой почве, по крайней мере в глинистой, подвижного доступного растениям азота и калия больше, чем подвижного фосфора. А это означает, что к концу лета растения, сохраняя хороший рост, могут испытывать фосфорное голодание.
Фосфоритная мука — это «долгоиграющее» удобрение, она может лежать в почве и отдавать фосфор годами. Поэтому её можно вносить раз в 3-5 лет, можно только под картофель и помидоры в севообороте. Кроме того, желательно оставлять её в верхнем слое почвы, не вкапывать глубоко (в зоне без кислорода, где нет грибов, она может так и не отдать свой фосфор).
Её можно рассыпать, например, в приствольных кругах и заделать при рыхлении от сорняков на глубину 5 см. Единственная сложность — это то, что при покупке надо внимательно прочитать этикетку на предмет содержания хлора. Дело в том, что в муку раньше имели обыкновение добавлять хлористый калий «для обогащения».
Фосфоритная мука положительно показывала себя на кислых почвах нашей страны, так как устраняет кислотность так же, как и известняк. Она будет очень полезной добавкой на большинстве почв, даже на промытых (выщелоченных, обедневших) чернозёмах, не говоря уже о серых лесных почвах, подзолах и торфяниках.