Дарья Садовская – молодая современная женщина, художник, иконописец, педагог, создатель авторского курса «Искусство – детям!», мама троих детей и жена священника, настоятеля храма Иверской иконы Божьей Матери в Рыбинске.
Даша родилась в семье рыбинских художников Сергея и Майи Гусариных. Глядя на родителей, рисовать начала с раннего детства. Выбор профессии был предопределен – девушка поступила в Ярославское художественное училище. Мечтала стать не просто живописцем, а с помощью искусства менять мир, делать людей лучше, человечнее, духовнее. Однако юношеский идеал разбился о жестокую реальность.
— К концу первого курса я окончательно разочаровалась в своих совершенно наивных представлениях о роли искусства в жизни общества. Кто ходит на выставки? В основном те же художники, культурная публика. И уж точно твои картины не увидят те, кого мне хотелось в то время «спасти» от грубости и власти вредных привычек. Какой тогда смысл вообще заниматься искусством? — вспоминает о переломном моменте Дарья.
На пленэр в центре Ярославля 16-летняя девушка шла в расстроенных чувствах: идеальная конструкция рухнула, а что делать дальше, непонятно.
— В какой-то момент я почувствовала желание зайти в храм. Зашла – и у меня будто отлегло, состояние уныния прошло. Вернувшись в общежитие, я достала книжечку отца Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди», которую когда-то дала мне мама. Читала ее и думала: «Ой, да мне не мир надо менять, а себя в первую очередь». Наверное, юношеский максимализм сыграл роль, и я довольно резко изменила свою жизнь, — говорит она.
Так, без лишних поисков и метаний, вместе с двумя подругами Даша внезапно осознала себя христианкой. Художницы начали ходить в церковь. Изменилось и отношение к жизни. Получив диплом ЯХУ, девушка решила поступить на миссионерское отделение в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
— Но мама меня отговорила: «Рисовать-то зря что ли училась?». И вместе с подругой, с которой обратились к вере, мы поступили в этот вуз на иконопись, — говорит Дарья.
Со своим будущим мужем Ильей Садовским, сыном настоятеля Иверского храма в то время – отца Димитрия, Дарья познакомилась, когда оканчивала четвертый курс, на Пасху. К тому времени за плечами у молодого чтеца при храме уже было музыкальное училище и служба в армии.
— На Светлой неделе празднуется храмовый праздник – Иверской иконы Божьей Матери. На улицу выносят столы, прихожане поздравляют друг друга, общаются. Там мы и познакомились с Ильей. Помню, позвал на колокольню (он служил еще и звонарем), и мы вместе звонили в колокола, — вспоминает первую встречу Дарья.
Молодой человек приятно удивил девушку своей эрудицией и тем, что смог поддержать беседу об искусстве. Постепенно общение переросло в любовь. В августе состоялась помолвка, а в феврале молодые люди поженились. О том, что со временем Дарья станет попадьей, она знала задолго до того, как муж принял сан.
— Илья мне сразу сказал, что хочет стать священником. Я не хотела быть матушкой, мне казалось, что быть женой священника – это так сложно, потому что муж будет постоянно занят. Так и получилось, — улыбается Дарья. — Быть священником – это служение – Богу, людям, большая социальная работа. Можно сказать, у них ненормированный рабочий день. Помимо прямых обязанностей, есть еще множество «послушаний» – то нужно лекцию провести, то ехать в больницу к больным, то организовывать концерты, то совещания. И просто помогать людям решать проблемы.
Супруги Садовские вместе уже десять лет. У них трое детей, самому младшему – год. Дарья работает иконописцем, преподавателем, запустила свой образовательный проект для детей. Иерей Илий в апреле прошлого года стал настоятелем Иверского храма, где ранее служил его отец.
К молодой попадье прихожане обращаются просто по имени – Даша. И лишь те, кто мало знаком с ней, называют матушкой. Садовская говорит, что у них спокойное отношение к церковным традициям.
— Есть семьи, где много внимания уделяется нашему историческому наследию, которое ассоциируются с возвращением к старинной эстетике, к длинным юбкам и сарафанам, с реконструкцией быта. Это все имеет место быть. Но для нас с мужем большее значение имеет то, как христианство влияет на внутреннюю жизнь человека. Оно дает нам подлинную свободу, свободу выбора, прежде всего, добра или зла, и этот выбор человек совершает ежеминутно. И, исходя из своих ценностей, мы обретаем свободу от социальных стереотипов.
Садовские живут в частном доме за Волгой, в окружении природы. Их дети не ходят в детский сад и школу (старший сын – на семейном образовании). Для родителей важно, чтобы жизненные установки исходили от близких людей. Принципиальная составляющая семейного воспитания – привитие культурного образа. Дома часто звучит классическая и народная музыка.
Есть в доме священника и строгие запреты.
— Но они связаны не с религией, а с моими эстетическими представлениями, — говорит Дарья. — У нас жесткая цензура на книги, музыку, мультики и фильмы. Мы стараемся дать детям то, что отвечает нашему субъективному ощущению красоты, нравственности, хорошего вкуса. Не вижу смысла запечатлевать те образы в детской душе, которые сама не могу переварить.
А вот к соблюдению постов отношение у родителей, напротив, довольно мягкое.
— Суть поста – в ограничении в еде ради духовного роста. Маленький ребенок это не способен осознать. Ограничить можно в телевизоре, в сладостях, но лишать малышей мяса, молока – зачем? — рассуждает художница.
В современной одежде и косметике Садовские тоже не видят ничего предосудительного.
— Конечно, у меня есть определенные рамки в выборе одежды, есть представление уместности и приличия. К примеру, я не пойду по улице в топике и мини-шортах. Но это не значит, что я обязательно ношу юбки в пол и платочки, — говорит Дарья. — Я за то, чтобы одежда была удобной, красивой, современной и соответствовала месту. Мне бы хотелось в будущем, когда дочка подрастет, не давить на нее, не запрещать ей краситься, а направить процесс в цивилизованное русло. Думаю, девочке-подростку будет полезно пройти какой-то курс у профессионалов, как пользоваться косметикой, как одеваться, чтобы чувствовать себя уверенной, красивой и женственной.
Хороший вкус Дарья прививает не только своим детям. Она учит и других ребят. Началось все с небольшого домашнего клуба, где собирались знакомые и друзья на творческих занятиях. Затем появилась идея познакомить детей с мировым культурным наследием через проектную деятельность. Так появился курс «История искусств – своими руками».
— Дети не просто воспринимают готовую информацию от учителя, а пытаются осознать, прожить с помощью творчества, внимательно вглядеться в предмет познания, — рассказывает она. — Например, если мы изучаем Древний Египет, то клеим пирамиду, саркофаг, сфинксов, делаем одежду для фараона. Погружаясь в культуру Древней Греции, лепим из пластилина колонны различных ордеров. Ребенок рисует, лепит, клеит, это дает ему совершенно иные впечатления, задействуется очень важный сенсорный канал восприятия.
У художницы множество творческих замыслов. Хочется заниматься живописью и иллюстрацией, вести художественную студию, продолжать разрабатывать курс по истории искусств для детей. Но с рождением третьего ребенка пришлось взять временную паузу в своих устремлениях.
Дарья подчеркивает: все семьи разные, и священники с их женами и детьми – не исключение. И даже если бы она не стала матушкой, главные ценности в ее жизни остались бы теми же: это вера в Бога, внутренняя свобода, любовь в семье, уважение и терпимость к людям. И верность искусству.
Все знают сказку Пушкина «О попе и работнике его балде»: — «Жил-был поп, толоконный лоб».
Но есть другая версия этой сказки, не менее оригинальная и поучительная, применимая для наших дней; «Сказка о купце Остолопе и работнике его Балде»: — «Жил-был купец Кузьма Остолоп По прозванию Осиновый Лоб».