Со знатоком ярославской истории беседует рыбинский филолог Виталий Горошников, главред издательства «Медиарост».
Единственной надежной дорогой древних русичей была река. А Рыбинская земля обладала уникальным местом, где сходились сразу три реки. И по одной из них – Шексне – шел серьезный международный путь. Краеведы и историки не сомневались, что на Усть-Шексне располагалось крупное торговое поселение. Нужно было лишь раскопать его. И со временем Рыбинская археологическая экспедиция под руководством супругов Рыкуновых действительно нашла там город.
— Сами законы географии и экономики Древней Руси говорили твердо – здесь должен быть древний город. Нас, краеведов, в советское время печалило, что Рыбинск долго стоял в стороне от археологических исследований. Тогда копали в Ростове, Угличе, Ярославле, Переславле. И когда Рыкуновы начали раскопки, мы с радостью за ними следили, верили, что их ждет успех, что они откроют еще одну древнюю страницу в истории Ярославии. Так и получилось, — говорит Владимир Гречухин.
Но рыбинцам, привыкшим к мысли, что их город достаточно молод, сложно свыкнуться с мыслью о его древних корнях.
— Но без истории, без корней нельзя жить! Это же своеобразный моральный капитал города. Мышкин дважды специально привлекал археологов к себе на территорию – мы искали хотя бы примерную опорную дату начала города. Обе экспедиции дали нам 1148 год – протогородское начало. А если найдем раньше, то и еще подкорректируем, — рассказывает краевед.
Усть-Шексна – не только торговый, но и ремесленно-промышленный город, это не раз подтверждали археологические находки.
— Совпадение ли, что и потомок Усть-Шексны – Рыбинск – прославился сначала как торговый купеческий город, а теперь и как крупный промышленный кластер? Есть ли в этом дух города, энергетика места? Можно ли говорить о своеобразном рыбинском генотипе? — задает риторический вопрос Виталий Горошников.
Сходство старого и нового Рыбинска действительно есть, подтверждает краевед.
— Своеобразный «гений места» существует – он есть и в Ярославле, и в Угличе. А в Рыбинске он настолько ярок! В сугубо крестьянской сельскохозяйственной стране уже в XI веке существовала ремесленно-промышленная Усть-Шексна – это же крайне нестандартно! – говорит Владимир Гречухин.
Краевед признается – он не раз удивлялся, что рыбинцы требуют все больше и больше доказательств своего древнего происхождения:
— Неужели сегодняшний Рыбинск не узнал своего прадедушку? Он точно такой же – торгово-промышленный. Как же «группа крови» в сердце у рыбинцев не отзывается? Это же ваша родня! Пусть давняя, забытая, бурями отнесенная в сторону, но сохраненная и счастливо найденная!
А где же упоминания Усть-Шексны в летописях? Рыбинский краевед Евгений Розов не раз указывал Владимиру Гречухину на отсутствие нашего древнего города в письменных источниках.
— Я все время парировал – а зачем? Кроме истории, которая оперирует письменными свидетельствами, есть археология, которая оперирует материальными артефактами. И последние настолько массовы в Усть-Шексне, что сомневаться даже не в чем. А вот русские архивы, по выражению академика Юрия Готье, – это лишь фрагменты, крохи. И запе-чатлены в них или стольные княжеские города, или поселения, попавшие в водоворот страшных событий – войн, кризисов. А мирные торгово-промышленные городки не включены в летописи. Гнездово на Днепре, Тимерево под Ярославлем – монахи не посчитали нужным упоминать их в хрониках. Так же и с Усть-Шексной, — говорит Гречухин.
И в целом культурный потенциал ярославского левобережья недооценен, он находится на периферии внимания, – согласились друг с другом собеседники. Туристы и жители в основном сконцентрированы на правом берегу.
— Лишь одна туристическая звездочка на левом берегу Верхней Волги – Мышкин. Не так давно развивается романовская сторона Тутаева, начались работы в Хопылево. Недооценен потенциал Некоуза и Брейтова. Есть ли смысл рассматривать ярославское левобережье как единую историко-культурную среду? — размышляет Виталий Горошников.
Идея интересная, соглашается Гречухин, хотя и неоднозначная:
— Мне не нравится проект «Ярославская гардарика» – наши города разнородны, лежат на огромных расстояниях. А для туризма такие разрывы – пустые, ничем не заполненные – очень пагубны. Но на левобережье возможны «малые гардарики». К примеру, небольшое туристическое кольцо Углич – Мышкин – станция Волга – Борок – Сить – Углич. На одну нить тут нанизаны разнородные интереснейшие объекты: угличское классическое средневековье, мышкинский XIX век, очаг фабричной цивилизации на станции Волга, наукоград Борок, трагедия монголо-татарского периода на Сити. Так же можно сформировать и сторону Данилов – Любим – Вятское – Некрасовское, создать там уникальное «колечко».
Соседи на Рыбинск смотрят с большим интересом, возлагают на нас немалые надежды, говорит Владимир Гречухин. Окружающие города и поселения ждут, когда наш город заявит о себе как покровитель, представитель малых соседей, объединит их под своим крылом.
— Как в России есть две столицы, так и в регионе тоже. Рыбинск – северная столица Ярославской области, смысловой центр верхней части региона. И мы смотрим на вас немного снизу вверх, — говорит мышкинский краевед. — Ждем, что Рыбинск проявит себя не только как крупный промышленный город, но и как культурно-социальный центр половины области, как большой представитель малышей-соседей. Уже сделан первый, правда, хозяйственный шаг: «Северный водоканал» заботится обо всех коммунальных сетях половины региона. Надо уверенно заявлять о себе: «Центр северной части региона – это я, Рыбинск!». Возможно, тут и опыт Рыбинской губернии может пригодиться. У вас хватит сил помочь, культурно поддержать соседние городки и поселения. Надеемся на ваши опеку и поддержку!