Получив задание написать о победителе областного конкурса «Мастер года — 2011», я представляла себе умудренного опытом дяденьку лет за 50, с промасленными руками и таким же фартуком.
Но то ли образ мастера производственного обучения, списанный со школьного трудовика, был изначально неверен, то ли за десять лет, прошедших с выпускного, мастера кардинально изменились.
Марк Щипков оказался молодым человеком. Со спортивной фигурой и веселыми глазами. Абсолютно без стеснения и раздумий он отвечал на все мои дилетантские вопросы о рабочих профессиях, токарных и фрезерных станках, а заодно и своем пути к званию «Мастер года».
Оказалось, что Марк по первому образованию учитель, но совсем не труда, а физкультуры. Окончив педагогический колледж, вместо спортзала он выбрал мастерские и получил второе образование, теперь уже в области обработки металлов. Так как рабочих, которые умеют еще и преподавать, в Рыбинске немного, то ему предложили место в профессиональном лицее №32.
Было это четыре года назад. Тогда же ему досталась группа учащихся второго курса. Небольшая разница в возрасте не стала препятствием, а даже наоборот, помогла найти контакт с учениками. «Мне легче понимать нынешнюю молодежь, чем моим старшим коллегам, — уверен Марк Щипков, — мы разговариваем на одном языке».
Не секрет, что рабочие профессии сейчас престижными не считаются. И если группы поваров и парикмахеров в профессиональном лицее забиты под завязку, то желающих стать токарем или фрезеровщиком меньше год от года.
Понятно, что ситуация с рабочими кадрами оставляет желать лучшего: с одной стороны, предприятия нуждаются в квалифицированных специалистах, с другой, — не готовы платить высокую заработную плату человеку без опыта. Вот выпускник и оказывается на распутье: либо идти на завод, учиться и ждать повышения зарплаты, либо отправляться на работу не по специальности.
«Молодые люди, когда попадают в лицей, не всегда знают, чем именно они будут заниматься, что это за профессия, — говорит Марк. — Хотя есть и другие, у которых кто-то в семье работает на заводе. вот они относятся более ответственно. Просятся на производственную практику туда, где трудятся родители. Учатся не только у меня, но и у своих отцов и матерей».
Со своей стороны учебное заведение делает все, чтобы квалификация выпускников была максимально высокой: регулярно обновляется оборудование, производится модернизация мастерских, ученики проходят практику на предприятиях.
На счету Марка Щипкова два выпуска. Его воспитанники уже принимали участие в конкурсах профессионального мастерства — становились лучшими в центральном регионе России. В этом году посоревноваться решил и сам преподаватель. Всего за звание «Мастер года — 2011» боролись больше двух десятков человек со всего региона. В финал вышли семеро, в том числе и рыбинский участник.
«Одно из заданий было — прокомментировать видеофрагмент занятия, которое ведет другой педагог, — вспоминает Марк Сергеевич, — мне досталось товароведение. Конечно, не мой профиль, но методики преподавания-то общие. Рассказал, объяснил, поделился собственным опытом, в результате стал первым».
На словах все выглядит легко и просто, но за всем этим стоят месяцы подготовки, идущей параллельно с преподаванием.
Проведение подобных конкурсов привлекает внимание к специальности. Победа в них служит еще и неплохим материальным подспорьем.
«Конечно, зарплата преподавателя ниже, чем та, которую я получал бы на заводе, но мне здесь нравится, нравится передавать свой опыт, смотреть, как ребята учатся — признается молодой педагог и с улыбкой добавляет, — кстати, призовые, которые дают за победы, компенсируют разницу в зарплате».