Темы 8 июня 2011

На рыбинских снегоходах по Заполярью

Техника Русской механики выдержала переход в 7794 км

1 июня коллектив «Русской механики» приветствовал членов трансконтинентальной экспедиции, приуроченной к 40-летию первого российского снегохода.

За 68 дней трое отважных путешественников на снегоходах модельного ряда «Тайга» преодолели сложнейший маршрут от Салехарда до Уэлена — самой северо-восточной точки России.

Пройдено 7794 км! Пробег был непростым, но люди и техника с успехом выдержали испытание суровым климатом Заполярья

Мы это сделали!

Успешное завершение сложнейшей экспедиции в Заполярье, в край пурги и льдов, стало настоящим триумфом отечественной техники.

Поздравить коллектив рыбинского предприятия — единственного в России производителя снегоходов — с новой трудовой победой приехал губернатор Ярославской области Сергей Вахруков.

Его визиты на «Русскую механику» всегда связаны с событиями, важными не только для предприятия, города и региона, но и для страны в целом. А за последние два года их было немало!

«Рыбинский снегоход — отличная машина, продемонстрировавшая работоспособность и выносливость на столь серьезной дистанции. Вы еще раз доказали, что отечественная продукция может быть конкурентоспособной и востребованной. Ваши снегоходы могут работать в суровых условиях Заполярья: перевозить людей и грузы, решать любые задачи. Олень — главный герой тундры, но снегоходы, начиная с «Бурана», стали не менее важной частью жизни каждого жителя Севера. Я хотел бы поздравить весь коллектив с этим большим успехом», — сказал он.

Высоко оценил труд заводчан и председатель Ярославской областной Думы Виктор Рогоцкий: «В прошлом году вы покорили одну высоту, сейчас — вторую и уже замахиваетесь на третью. Браво! Глядя на снегоходы нового модельного ряда, можно без преувеличений сказать, что не только в конструктивном и технологическом, но и в эстетическом плане вы шагнули далеко вперед».

Первый замглавы администрации Рыбинска Леонид Можейко оценил завершение сложного и длительного перехода на снегоходах как спортивно-технический подвиг, отметив, что у рыбинцев есть особый повод для гордости: «Русская механика» находится в нашем городе.

Успех экспедиции, прежде всего, продемонстрировал высокую надежность продукции, производимой рыбинским предприятием. Гендиректор ОАО «Русская механика» Валерий Караваев не скрывал гордости:

«Мы подняли показатель надежности наших снегоходов с 3500 до 8000 (!) километров. Это знаковое событие. Получился качественный продукт, который может использоваться во всех сферах деятельности при освоении Арктики: нефтедобыче, геологоразведке, оперативно-розыскных мероприятиях, аварийно-спасательных работах. Наши потребители получили надежного и комфортного друга, с которым не страшно и в одиночку совершать любые путешествия. Я горд и счастлив, что экспедиция успешно завершилась, что этот проект вырос на рыбинской земле, где зародилось отечественное снегоходостроение. Я хотел бы поздравить коллектив, который вложил свои умения, знания и опыт в технику, которая позволила ребятам совершить этот подвиг».

На «Тайге» по тундре

Члены трудового коллектива и гости встретили аплодисментами участников экспедиции, проявивших незаурядную выносливость и стойкость в суровых условиях Заполярья, доказавших, что и сегодня есть крепкие, отважные мужчины, способные бросить вызов природе.

Это навигаторы, инженеры и техники, умеющие правильно эксплуатировать технику и, если нужно, отремонтировать в полевых условиях.

Напомним, в состав группы входили: опытный путешественник, предприниматель Аркадий Попов, телеоператор, автор и режиссер фильмов о природе, член Русского географического общества Владимир Корольков и водитель-испытатель ОАО «Русская механика» Артем Калинин.

Всем не терпелось узнать подробности сложнейшего перехода.

— Чем отличались пройденные километры от прежней экспедиции?

Аркадий: — Это были километры, не сопоставимые с теми, которые мы прошли в прошлом году. Рыхлый снег был только до Норильска, дальше — покров крепчал, появились заструги — обледеневшие препятствия, через которые приходилось прорубаться и совершать прыжки, давая машине нагрузку, которую она не может испытывать в обычных условиях. И надо отметить, техника не подвела! По сравнению с той экспедицией она показала себя еще лучше.

— Чувствовали ли вы поддержку здесь, на предприятии?

Аркадий: — Начнем с того, что пробег был тщательно спланирован и подготовлен. Подготовка началась задолго до нашего старта усилиями всего коллектива по усовершенствованию техники, на которой нам предстояло отправиться в путь. Очень много для нас значила поддержка на маршруте, когда мы совершали переходы по тысяче километров в сплошном снежном безмолвии, где на сотни верст не было ни одной живой души. Часто приходилось принимать неординарные решения по навигации, если выяснялось, что карты не соответствуют действительности. С нами постоянно держали связь, помогали советом,  поэтому успех экспедиции — это успех всего коллектива.

Артем: — Огромное спасибо всем, кто поддерживал нас здесь, на предприятии, и дома, в семьях. Без этой поддержки двигаться было бы очень тяжело. С заводом на протяжении всего пути  была налажена связь. Мы могли озвучить проблему, посоветоваться. Что касается снегоходов, как испытатель могу сказать, что всего за один год «Русская механика» сделала не один, а несколько шагов вперед, чтобы довести технику до совершенства.

— В какой последовательности вы передвигались?

Артем: — Шли колонной. Аркадий — всегда впереди на «Тайге-Патруль». На его плечи легла самая тяжелая миссия. При той погоде и условиях видимости не ошибусь, если скажу, что где-то 60-70% пути он проехал стоя. Это тяжело, особенно в сильную метель, когда в очках ничего не видно, а без них глаза сечет снегом. Когда мы приехали в Тикси, его лицо посинело и покрылось волдырями. Было страшно смотреть. Спасибо местным жителям, подлечили. Володя шел на «Варяге» вторым. Новая модель показала себя очень хорошо. Я как испытатель остался ею доволен. «Ямаху» мы точно догнали! Третьей шла моя «Атака». Приходилось подстраиваться под обоих. Без приключений не обошлось.

— Сколько часов в среднем занимал путь?

Артем: — В сутки более 10-12 часов. Палатку поставим, Володя начинал заниматься приготовлением пищи, а мы с Аркадием делаем технический осмотр. Проверяли, все ли гайки, болты на месте, отбивали лед с ходовой… Выходные дни случались, но их так можно назвать с натяжкой. Север — это, прежде всего, непредсказуемая погода.

— Вам с ней везло?

Владимир: — Погода была всякая, одно можно сказать: она была неожиданная. На Таймыре мы ожидали увидеть 30-40-градусные морозы, а нас встретила  оттепель. Там, где по прогнозам должна была быть ясная погода, солнца не видели целыми неделями. Сюрпризов было немало, особенно во второй половине пути, когда появилась реальная опасность начала весны. Она «бежала» за нами, буквально наступая на пятки.
7 мая мы финишировали,  а через два дня пошли большие оттепели, опоздай мы на пару дней, на Чукотке вскрылись бы реки.

— Какой день был самым холодным?

Владимир: — У нас был старенький термометр, он показывал минус 28. Но где 28, там и 30. Такой холод держался несколько дней, а минус 20 было половину маршрута.

Артем: — Мы ложились спать — минус 7, а вставали — минус 29. Нормально! Тут не в холоде дело. Даже при температуре в 15 градусов ветер достигал иногда метров 20 и больше в секунду. В отснятом фильме есть момент, когда я тщетно пытаюсь заправить снегоход, буквально ползком протащить шланг от канистры до снегохода. Снег по лицу, как иголками…

— Что оказалось самым сложным?

Аркадий: — Вся экспедиция непростая. Часто видимость была нулевой, усложняли продвижение снежные торосы и заструги, сильные ветра и снежные бураны… А выйдя из Хатанги, мы обнаружили, что данные по километражу не соответствуют действительности. Путь до Тикси оказался длиннее на 300 км! Придя в поселок, пришлось искать по местным жителям газоконденсат, чтобы у нас осталось в запасе столько бензина, сколько было необходимо.

— А как справлялись с тяжелой ношей сани?

Артем: — Бывалые охотники говорят: «Надо тебе в тундре 100 литров, бери 200». На маршруте были проработаны все точки, где мы должны были заправляться топливом. Мы постоянно шли с максимальной загрузкой. Это примерно 1 тонна 200 кг. Такая нагрузка на сани перекрывает в 3 раза вес, который допускается при движении снегохода. Понятно, что сцепка стала самым уязвимым местом. За всю экспедицию мы порвали 8 сцепок из прутка 20 мм толщиной. Если впереди идущая машина останавливалась, вставали все. Сдвинуться потом с места было очень тяжело.

— Были ли ситуации, когда казалось, край, сил больше нет?

Аркадий: — За державу стало обидно, решили догнать «Северный десант» — еще одну экспедицию, решившую покорить наш русский Север. Мы вышли из Хатанги на три дня позднее, а дошли всего несколькими часами позже. За 30 часов не останавливаясь прошли 600 км. После 100 км  шли, как зомби. Вот тогда казалось, что силы на исходе.

— Вы больше двух месяцев были втроем среди снегов. Тяжело ли было в общении?

Артем: — Аркадия я знал до пробега, а с Владимиром познакомились в поезде. Потребовалось время, чтобы узнать друг друга: от кого чего ожидать, кто как себя поведет в разных ситуациях, стиль, манеру езды. Инцидентов не было, привыкли друг к другу быстро. Уже через несколько дней знали, сколько ложек сахара нужно каждому положить в термос.

— Наверняка, в этой экспедиции вы попробовали много всего необычного. Как вам маринованная кожа кита?

Владимир: — Я в восторге! Еще нас угощали олениной, строганиной и даже тушенкой из кита. А вообще питание наше было простым. Самое любимое блюдо — макароны с  тушенкой. Времени и сил готовить что-то вкусное не было. Главное — не думать о жареной картошке (шутка!).

— Встречались ли вам дикие животные?

Аркадий: — Мы не раз видели песцов. Один оказался агрессивным, разорвал мне  брюки. А вот медведи как-то более лояльно к нам отнеслись: бежали впереди, отводили медвежат.

— А как складывались отношения с местными жителями?

Артем: — Когда мы въезжали в очередной поселок, люди живо интересовались техникой, расспрашивали нас, откуда мы. При этом они принимали наши проблемы, как собственные. Кто-то на чай позовет, кто-то на ужин…

— Какую пищу для размышлений дала эта экспедиция конструкторам?

Аркадий: — Собран богатый материал. Есть много конструкторских идей, которые завод, я думаю, воплотит в будущем.

* * *
Гендиректор ОАО «Русская механика» Валерий Караваев вручил отважным первопроходцам, за судьбой которых, судя по «взрыву» в Интернете, следили тысячи россиян, памятные дипломы за проявленные героизм и мужество, вклад в развитие отечественного снегоходостроения. А путешественники уже обдумывают новый маршрут.
В следующий раз они хотят пройти от Уэлена до Аляски и закончить экспедицию в Канаде, в провинции Квебек, в г. Вальпур, жители которого считают себя родоначальниками снегоходостроения. К этой мечте рыбинские снегоходостроители стали на шаг ближе.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме