1 июля коллектив станции скорой помощи Рыбинска отметит свой 90-летний юбилей. За это время служба претерпела серьезные изменения. Она совершенствовалась и развивалась, но неизменными оставались принципы, заложенные в основу: быстрота и качество оказания медпомощи, ее всеобщий охват и милосердный характер. Набирая 03, мы ждем, что наш сигнал не останется без внимания.
С чего начинали
В стране шла гражданская война, и без того тяжелую ситуацию осложняли вспыхивающие то тут то там эпидемии брюшного тифа и холеры.
Для борьбы с ними 1 июля 1921 года в Рыбинске организовали эпидотряд во главе с фельдшером Сергеем Поповым. Беда обошла город стороной, эпидемий не случилось, а эпидотряд стал обслуживать местное население и наводнивших Рыбинск голодающих с Поволжья.
Заведующий лечебным подотделом рыбинского губздравотдела Иосиф Ростоцкий сообщил жителям города в газете «Известия Рыбинского исполкома Совета депутатов»: на ул. Бакунина (Чкалова, 21) открыт пункт скорой помощи, при котором имеется транспортное средство для перевозки больных и дежурный лекпом.
Средством для передвижения была лошадь с линейкой, на которой днем выезжали фельдшеры. Всего их было четверо, вызовы принимала санитарка.
Со второй половины 1921 года пункт стал работать круглосуточно, в штате появились пять врачей. Через год пункт скорой помощи переехал в дом № 35 по ул. Гоголя.
В арсенале медиков были 4 лошади с пролетками и линейками, зимой до больных добирались на санях и розвальнях, а в июле 1922 года завод «Рено» подарил открытый 1,5-тонный грузовик.
Одновременно на вызовы могли выезжать две бригады. Днем — фельдшер с извозчиком, выполнявшим и роль санитара, а в ночную смену — врач с извозчиком-санитаром. За сутки в среднем обслуживались 27-35 вызовов, а в летний период, когда город наводняли беженцы, количество выездов достигало 50.
После национализации аптек пункт стал получать медикаменты, но только для экстренных больных. Врачи и фельдшеры выезжали со спецнабором — ящиком инструментов и необходимыми медикаментами для хирургической обработки.
Интересно, что врачи не получали заработную плату, но после каждого дежурства им полагался обед из двух блюд прямо в больнице. Фельдшеры, извозчики и санитарки пункта получали зарплату миллионами рублей, но их фактическая стоимость была незначительной.
Сергей Попов руководил этим медучреждением по 1923 год, одновременно являясь заместителем заведующего Рыбинским сельским райздравотделом. В 1925 году штат пункта состоял из 5 фельдшеров, трех кучеров и санитарки, которая оставалась для приема вызовов, а их было очень много. Медиков буквально рвали на части.
С 1936 года скорую помощь возглавил фельдшер Александр Иванов, уже через год пункт получил новый статус станции скорой помощи и первые две автомашины. Рядом с помещением гаража на ул. Герцена,13 был оборудован изолятор для психических больных.
Перед самой войной на станции была организована диспетчерская служба. С врачами и фельдшерами на вызовы стали ездить санитарки. Работали две круглосуточные бригады на автомобилях ГАЗ-АА. В 40-м году обзавелись еще одной машиной для перевозки больных. Заведовал в это время станцией Владимир Соколов, погибший впоследствии на фронте во время Великой Отечественной.
Война стала суровым испытанием для коллектива станции скорой помощи Рыбинска. Из машин осталась всего одна. Сотрудники нашли брошенную беженцами из Калининской области автомашину и отремонтировали ее своими силами, но из-за нехватки бензина ее использовали только для выездов на пожары и места бомбежек.
Больных возили зимой на санках, а летом — на подручном транспорте.
Первые два года войны медучреждением заведовал врач Яковлев, затем эта ноша легла на плечи доктора Дьяконовой. Станция в это время размещалась при поликлинике им. Семашко.
Помещение плохо отапливалось, было очень тесным, но три бригады, состоявшие из врача, двух фельдшеров и санитарок, одного диспетчера, работали не зная отдыха. Вызовов было очень много.
Зачастую добираться приходилось пешком, не хватало медикаментов, было очень трудно госпитализировать больных, так как больницы были переполнены ранеными, часто приходилось принимать роды на дому и в пути.
В конце войны скорую помощь возглавила врач Мария Малышева. Ей выпала тяжелая работа по восстановлению нормальной работы. С большим трудом отремонтировали единственную уцелевшую машину, в 1950-м пришло долгожданное пополнение — две новых автомашины ГАЗ.
В те годы к работе на станции привлекались опытные врачи Н.Г. Дукор, Г.А. Бединова, Т.М. Волкова, Н.К. Гавриш-Непостаева, Л.Ф. Туз.
В 1951-53 гг главным врачом была Н.К. Непостаева. Дежурили врачи А.С. Островский, М.З. Упитер, А.А. Юганова, И. Медведев. Трудились опытные фельдшеры Нарышкина, Н.В. Серебрякова, А.Ф. Чистякова, И.Н. Чугунова, Н.П. Федорова.
К 54-му году, когда у руля стояли А.В. Терентьева, а затем Т.А. Эртман, оснащение станции улучшилось. Парк машин вырос до четырех, медучреждение стало лучше обеспечиваться медикаментами и перевязочным материалом.
В конце 50-х годов главным врачом был назначен Г.В. Морошкин. Значительно вырос объем работы. Если в 1952 году на 3 автомашинах бригады скорой оказали помощь 23 тыс. больных, то через пять лет на 8 автомашинах обслужили уже в два раза больше. В этот период были организованы две подстанции: за Волгой и в пос. Копаево. В 1958 году в состав учреждения вошел филиал при поликлинике больничного городка.
В начале 60-х, когда станцией руководил Н.Ф. Кашицын, улучшилась диагностика заболеваний, повысилась четкость в работе диспетчерской службы, пополнился автопарк.
А с 1965 года началось строительство нового комплекса зданий станции скорой медицинской помощи на ул. Чкалова, 5, где были заложены медкорпус, гараж на 12 машин, а также 2-этажное здание травмопункта и красного уголка.
Руководил стройкой и занимался организацией скорой помощи в городе в те годы М.А. Азбель, проработавший на посту главврача 18 лет, вплоть до 1983 года. За это время станция расширилась, «обросла» филиалами в отдаленных районах. В 1970 году открылся филиал на Слипе, в 1977-м — в Переборах, а в олимпийском 80-м — в новом микрорайоне Мариевка.
В 1971 году была создана первая специализированная бригада (БИТ № 16) для оказания высококвалифицированной помощи, а через 7 лет была образована первая педиатрическая бригада для оказания медпомощи детскому населению. К 1982 году и тех и других было уже несколько.
С 1985 по 1989 год станция в качестве отделения скорой медпомощи входила в состав больницы скорой медицинской помощи № 2 им. Пирогова. В 1989 году, когда станцию возглавил И.К. Филиппов, была образована кардиобригада, оказывавшая медпомощь при инфарктах и инсультах.
В 1995-м к зоне обслуживания присоединен пос. Волжский, в котором появился свой филиал. В этот период был организован статистический отдел с компьютерной обработкой базовых данных, бригады оснащены новым оборудованием (электрокардиографами, дефибрилляторами).
Однако сложная экономическая ситуация в стране в конце 90-х — начале 2000-х годов наложила свой негативный отпечаток. Нелегкие времена выпали на долю главврачей В.В. Байкова, Е.А. Тубанова, Д.Н. Чугунова. Не хватало машин, медикаментов, были серьезные задержки заработной платы. Дошло до крайних мер. Врачи объявляли голодовки, кто-то уходил из профессии…
Тяжело было все это пережить, но в основном люди все равно выходили на работу и выполняли свой долг, оказывая помощь больным. К концу 90-х количество вызовов увеличилось до 80 тысяч. Вырос и коллектив. Если в конце 80-х штат насчитывал 212 ставок, то в 2001 году их уже было 311, а с января 2006 года — 416.
Настоящее Скорой
С января 2005 года станцию скорой помощи возглавляет Анатолий Шадрин.
Ежедневно здесь принимают более 200 вызовов. Зимой, в период подъема заболеваемости, их количество увеличивается до 250 и больше. Тем не менее 21 бригада врачей и фельдшеров справляются с возложенными на них обязанностями по спасению жизни людей. Ежесуточно развернуто 10 фельдшерских, 11 врачебных бригад, в том числе три спецбригады БИТ, две — для помощи детскому населению.
С начала прошлого года список препаратов, которые фельдшеры и врачи должны иметь при себе, пополнился средствами для экстренной помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях. В перспективе все бригады скорой будут иметь дорогостоящие препараты для тромболизиса — восстановления кровотока. К сожалению, случается, что больные умирают от инфарктов и инсультов, не доезжая до больницы. Благодаря новым препаратам жизнь таких пациентов можно будет спасти.
Сегодня на станции насчитывается 23 машины. В основном это «ГАЗели», «Соболи» и 4 УАЗа, крайне необходимые для проезда в отдаленные районы, где дороги оставляют желать лучшего в любое время года. Последние 12 машин получены в 2006-2007 годах.
В феврале прошлого года на станции скорой помощи Рыбинска впервые в Ярославской области была установлена спутниковая система мониторинга автотранспорта «Автограф», которая позволяет сократить время доезда.
…Когда привычный шум городской жизни разрывает тревожная сирена скорой помощи, понимаешь: гдето беда, чья-то жизнь висит на волоске. Бригада медиков мчится по вызову, ведь дорога каждая минута! Врачи и фельдшеры скорой приходят на помощь днем и ночью, в будни и праздники, невзирая на снег и дождь, пробки и бездорожье. На их счету — тысячи спасенных жизней рыбинцев.