20 октября 1834 года император Николай I подписал Указ об освобождении Рыбинска от воинского постоя — в связи с особой торговой значимостью для Российской империи.
К 1834 году Рыбинск являлся крупнейшим речным портом Северо-Западной части России. От него начинались и заканчивались в Санкт-Петербурге три искусственные водные системы. Эти водные пути состояли из небольших рек и озер, соединенных каналами.
Первую систему, Вышневолоцкую, построили еще при Петре I. От Рыбинска она шла по Волге, поворачивая в реку Тверцу у города Тверь.
Мариинская водная система, открытая в 1810 году, начиналась от Рыбинска с устья реки Шексны. В 1811 году ввели в строй Тихвинскую водную систему, следуя по которой суда входили из Волги в реку Мологу у города Мологи.
В 1828 году построили Северо-Двинскую водную систему, соединившую реки Шексну и Северную Двину. Появилась возможность пройти водным путем от Рыбинска до Белого моря.
Грузы, доставлявшиеся в Рыбинск с низовьев Волги крупными судами, перегружали в городе на небольшие, способные пройти далее по мелководным системам. Это создало прекрасные условия для развития в Рыбинске оптовой торговли. Не случайно именно здесь построили третье в России здание товарной биржи.
Основным товаром на бирже было зерно.
В начале XIX века Рыбинск, единственный в России, в народе начали называть «Столица бурлаков». Четвертая часть всего российского бурлачества за навигацию проходила через него. Ни один город необъятной Российской империи не видел такого большого количества бурлаков.
Указ императора об освобождении Рыбинска от воинского постоя население города встретило с радостью. 22 октября 1834 года в Рыбинской соборной церкви, стоявшей на месте сохранившегося до наших дней Спасо-Преображенского собора, отслужили по этому поводу божественную литургию.
Затем участники службы направились крестным ходом к зданию биржи. Впереди на серебряном блюде несли Указ императора об освобождении от постоя. В 1823 году это блюдо изготовили к приезду в Рыбинск императора Александра I. На нем имелось чеканное изображение Рыбинской пристани. Кстати, монарх с благодарностью отведал преподнесенные на блюде хлеб и соль, а блюдо не принял. Более того, впредь запретил делать ему столь дорогие подарки.
В биржевом зале дали торжественный обед для почетного купечества, дворянства и чиновников. Затем городской голова Ф.И. Тюменев пригласил всех в свой дом, где дал еще обед, уже за личный счет.
Радость рыбинцев, живших в 1834 году, понять легко. Отмена постоя войск означала отмену квартирной повинности для горожан, которая существовала в России с начала XVIII века. В Воинском уставе от 1716 года разъяснялась система размещения войск по квартирам.
Горожане обязаны были выделять прибывшему на постой в город воинскому подразделению помещения в своих квартирах или домах. Этим занималась городская квартирная комиссия, в состав которой входили городской полицмейстер, представители купечества, мещанства, дворянства и ямщиков.
Также горожане обязаны были обеспечить находившихся у них на постое воинов продовольствием, постельными принадлежностями, дровами и свечами. Конечно, все это было обременительно и создавало большие неудобства для жителей. Квартирная повинность существовала в России до 1874 года.
В 1834 году в Ярославской губернии находилась на постое 10-я пехотная дивизия, прибывшая сюда в сентябре 1833 года. Местами дислокации дивизии стали города Ярославль, Рыбинск, Ростов и Молога.
В Рыбинск на постой торжественно вошел Суздальский пехотный полк. Впереди полковой оркестр. На серебряных трубах виднелись чеканные надписи «За взятие Берлина 28 сентября 1760 года». А на полковом знамени огромная толпа горожан читала: «За отличие в делах с турками в 1828 и 1829 годах». Суздальский полк был создан еще в 1707 году, в петровские времена.
В состав квартирной комиссии Рыбинска, выделявшей жилье полку, входил городской полицмейстер Иван Михайлович Деев, сам бывший военный. Это был выдающийся человек, Герой Отечественной войны 1812 года. В число его многочисленных наград за военные заслуги входила золотая сабля с надписью «За храбрость». И, как говорили современники И.М. Деева, это был единственный полицмейстер на Волге, не бравший взяток, что было особенно важно при распределении квартир.
30 марта 1856 года Парижский мирный договор подвел итоги Восточной (Крымской) войны 1853-1856 годов, в которой Россия потерпела поражение. Возвращавшимся с боев войскам требовались места для постоя.
31 декабря 1857 года Рыбинская городская дума получила письмо от ярославского губернатора. Тот сообщал, что согласно Указу императора Александра II отныне Рыбинск вновь облагается квартирной повинностью, как и все города империи.
В октябре 1858 года в Рыбинск торжественно вошел на постой Могитский гренадерский имени эрцгерцога австрийского Франца Карла полк. Двадцать четыре года спустя в городе опять «Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали…»
А.Б. Козлов,
сотрудник Рыбинского музея-заповедника