На этот вопрос пытались найти ответ участники видео-конференции, которая состоялась под патронажем департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области. В ней приняли участие представители Роспотребнадзора, общественных организаций, отстаивающих права потребителей, а также органов власти муниципалитетов, занимающихся решением аналогичных вопросов.
Одна из основных проблем, которую обозначили участники, — на местах катастрофически не хватает специалистов, готовых грамотно и доходчиво объяснить гражданам их права и, если придется, защитить их интересы, в том числе и в суде. В штате администраций некоторых городов специалистов по защите прав потребителей нет вообще. Именно так обстоят дела на сегодняшний день, например в Тутаеве, жителям которого постоянно приходится обращаться в рыбинский отдел по защите прав потребителей.
Неудивительно, что, по мнению участников видео-конференции, уже давно назрела необходимость разработки областной программы, которая бы позволила более эффективно решать сложные вопросы, возникающие между рядовыми гражданами и представителями сферы потребительского рынка. Речь идет об обучении дополнительного числа людей, в том числе и волонтеров, которые могли бы в некоторой мере восполнить имеющийся дефицит специалистов.
Проверка показала…
Одним из самых внушительных оплотов защиты прав потребителей в нашем регионе является Роспотребнадзор. Как пояснила замначальника отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора Ирина Антипина, за минувший год было проведено более 900 проверок предприятий потребительского рынка, в ходе которых было выявлено 1431 нарушение. Большинство из них — в сфере розничной торговли непродовольственными товарами. На втором месте — розничная продажа продовольственных товаров, на третьем — услуги в сфере ЖКХ, финансовые, медицинские и образовательные.
Чаще всего руководство предприятий потребительского рынка ругали за отсутствие достоверной информации о товарах, работах и услугах, документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, нарушение установленных правил продажи, а также за включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей. По судебным разбирательствам, возбужденным по результатам проверок, в девяти случаях у предпринимателей конфисковали контрафактные товары — обувь, детские игрушки и даже лекарственные средства.
Как пояснила Ирина Борисовна, работать в условиях, когда проверка предприятий потребительского рынка проводится только с разрешения прокуратуры, да и сами предприниматели предупреждаются о таких мероприятиях заранее, довольно сложно. Порой приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда контролеры обнаруживают в магазине от 10 до12% товара от реализуемого до проверки. Некоторые хитрецы даже холодильное оборудование на это время вывозят. Мало ли что там обнаружат!
Когда деньги — зло
В целом по области растет количество жалоб на услуги потребительского кредитования. Реклама банков, которую потенциальные потребители видят чуть ли не на каждом шагу, похожа на мастерски организованное зомбирование. Складывается ощущение, что взять деньги в кредит — сущие пустяки.
Кредитно-финансовые учреждения пытаются представить себя разновидностью чулка или кубышки под подушкой: взять — просто, отдать — легко, никаких тебе переплат и прочих подводных камней. К сожалению, как признали участники видеоконференции, уровень грамотности наших граждан таков, что многие активно ведутся на такую «замануху». Неоднократно говорилось о том, что банки не имеют права брать дополнительные комиссии за предоставление кредита, ведение ссудного счета.
Но некоторые из них продолжают «подзарабатывать» таким нечестным способом. Дополнительная прибыль банков в таких случаях может быть очень существенной, ведь чем крупнее сумма, тем больше «навар». Очень часто в договор на выдачу кредита включают условие страхования жизни клиента. По закону этот пункт обязательным не является.
Загвоздка в том, что если человек потребует убрать из договора дополнительную «нагрузку», то ему могут отказать в выдаче кредита. На данный момент в целом по стране сложилась практика, когда рядовые граждане требуют возвращения своих кровных рублей, переплаченных банкам, позже, через суд.
Здесь важным нюансом является то, что судебное разбирательство ведется по месту прописки истца, месту заключения договора на предоставление кредита. Порой руководство регионального представительства того или иного кредитно-финансового учреждения указывает на необходимость отправляться за вердиктом Фемиды в город, где находится головной офис банка. Но это не более чем ловкий ход для того, чтобы охладить пыл разгневанных клиентов.
По мнению участников конференции, наибольшую опасность для кошелька, нервов, а порой и здоровья рядовых граждан в сфере кредитования представляют не крупные банки, а так называемые микрофинансовые структуры. Их зазывные лозунги типа «деньги до зарплаты» действуют порой на наших граждан, живущих от получки до получки, очень притягательно. Не разобравшись, что к чему, люди получают «халявные» деньги, а потом уже хватаются за голову.
Такие организации берут за свои услуги в среднем 8-10%, но не в год, как в банках, а в месяц! «В результате гражданам приходится рассчитываться за несчастные 2-3 тысячи рублей астрономическими суммами, ведь проценты по такому мини-кредиту могут достигать 200, 500 и даже 1000% годовых», — акцентировала внимание собравшихся председатель ярославского отделения межрегиональной общественной организации потребителей «Финпотребсоюз» Светлана Чижова.
Неудивительно, что порой параллельно с такими организациями микрофинансирования открываются коллекторские агентства.
Закрыть нельзя, оставить
В ходе совещания руководителем городского отдела по защите прав потребителей Светланой Пушкиной был поднят актуальный вопрос возможности прекращения деятельности предприятий потребительского рынка в случае, если имеют место неоднократные нарушения требований закона.
В Рыбинске есть один предприниматель, в отношении которого возбуждено 40(!) исполнительных производств, которые он попросту игнорирует. Владелец фирмы «Фабрика окон» не выполняет условия договоров по установке пластиковых окон, порой затягивая сроки заказа на полтора-два года. При этом предприниматель берет с людей предоплату.
Такие же или подобные истории происходят в разных уголках области. Даже в том случае, если разбирательство заканчивается судом, «приструнить» коммерсантов не всегда удается. Судебным приставам, которые отправляются к ним с исполнительными листами, порой остается только развести руками — по документам владельцы магазинов оказываются чуть ли не беднее церковных мышей. Как пояснил представитель областного Роспотребнадзора, в таких случаях на нарушителей пытаются влиять через органы УВД, в силах которых возбудить дело о мошенничестве.
Однако статистика говорит, что происходит это довольно редко. Что касается практики закрытия предприятий, где с потребителями обходятся нечестно, то по решению суда приостановление деятельности происходит в одном случае из ста, что же касается ликвидации объекта или же прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, то таких прецедентов не было еще ни разу.