Темы 30 января 2013

Печать Юрия Долгорукого найдена в Усть­-Шексне

Что связывало наших предков, населявших средневековый город в устье Шексны, и Юрия Долгорукого? Трудно сказать наверняка, а ведь такая связь существовала. И тому есть материальные свидетельства.

По результатам экспертизы, проведенной в Институте археологии РАН, было установлено, что одна из вислых актовых печатей, найденных на раскопках в Усть­-Шексне, принадлежала ни кому иному, как великому Киевскому князю.

 

В Средневековье свинцовые печати скрепляли грамоты. выражаясь современным языком, они фиксировали юридический акт, подвешиваясь к грамотам на шнурках, потому и носят название «вислые». Сама по себе печать ценности не представляла, ее срывали и забывали о ней, поэтому место ее находки считается «местом проживания адресата», которому был послан документ.

В древнерусском государстве такими печатями имели право пользоваться только представители высшей государственной и церковной власти: великий князь Киевский, князья, сидевшие на самостоятельных столах, и посадники, а также митрополиты. Подделать их не представлялось возможным. Формы для них вырезались высококлассными художниками­-торевтами и после отливки печати уничтожались во избежание злоупотреблений после смерти владельца или смещения его с высокого поста.

Закономерно, что основным местом находок древнерусских печатей является Новгород, а точнее ­ Рюриково Городище. На территории Яро­славской области такие находки для археологов остаются большой редкостью. На сегодняшний день их число не превышает и двух десятков. Одна ­ в Ростове Великом, одна ­ в Яро­славле, еще одна княжеская печать ­ в Угличском кремле, несколько ­ в окрестностях Переславля­-Залесского. А при раскопках памятника Усть­-Шексна ­ уже восемь, почти половина из всех найденных на ярославской земле. В чем же дело?

На левом берегу Волги, в месте впадения в нее Шексны, еще в 10 веке возникло славянское поселение. Идеальное место для торговли и организации таможни, а также сбора дани в самой гуще финно­-угорских племен. Ему суждено было стать значимым торговым, ремесленным и административным центром.

Этот факт очевиден: Рыбинская археологическая экспедиция под руководством Александра и Ирины Рыкуновых ежегодно находит ему десятки подтверждений в виде торговых пломб, скреплявших товары, облагаемые княжеской пошлиной; книжные застежки, писала, надписи-­граффити, свидетельствующие о грамотности населения; и, конечно же, актовые вислые печати.

Печать князя ростово-­суздаль­ского, а затем и великого князя киевского Юрия (Георгия) Долгорукова считается самой большой удачей археологов последних лет. На одной стороне изображен Георгий Победоносец ­ патрональный святой, имя которого носил князь. На другой помещен княжеский знак-­тамга. Эти признаки позволили атрибутировать печать ученым института археологии РАИ. Но что таит в себе эта находка?

Маленький круглый кусочек металла археологи обнаружили в культурном слое 12 века при раскопках комплекса усадьбы, в черной земле ­ явной примете пожара. Этот пожар исследователи связывают с событиями междоусобной распри Юрия Долгорукого со своим племянником Изяславом Мстиславичем, дерзким, предприимчивым и не принимавшим во внимание родовое старшинство. Яблоком раздора оказался киевский престол.

Зимой 1148­-1149 годов Изяслав Мстиславич напал на суздальские земли своего дяди, опустошив их вплоть до Ярославля  и Углича. Огнем и мечом взял он по Волге шесть городов, захватил в плен многих жителей. При этом, если верить историку 18 века Василию Татищеву, войско нигде не встретило сопротивления со стороны отрядов Юрия Долгорукого, которые вместо этого «по городам сидели».

Итак, следы пожара середины 12 века зафиксированы при раскопках Усть­-Шексны практически на всех исследованных участках. Выходит, предок Рыбинска тоже вошел в черный список тех шести сожженных городов. Но тем не менее раскопки более поздних культурных слоев убеждают, что князь Ростово­суздальский вскоре помог своим разоренным городам возродиться: после Ярославль, Углич и Усть­-Шексна пережили период стремительного развития.

Площадь последней в течение 12 века увеличилась вдвое, а то и втрое. Это отвечало принципам политики Юрия Долгорукого, заложившего основы самостоятельной государственности на северо­-востоке Руси. Особую ставку делал он на города, стоявшие на страже водных путей при слиянии рек. Это Москва, Дубна, Дмитров, Кострома. Вполне вероятно, что в их числе были и Усть­-Шексна с Мологой, увы, затопленной и недоступной для раскопок.

Другие вислые печати, найденные на территории Рыбинска, свидетельствуют об обширных связях здешнего поселения как с другими русскими землями, так и с самой Византией. Самая древняя печать, поднятая из глубины земли в Усть­-Шексне, датирована концом 11 века. Она принадлежала Давиду (Давыду) Свято­славичу, княжившему в Смоленске, Новгороде и Чернигове. Он слыл примером миролюбивого правителя. «Давыд Святославич, сын Святослава Ярославича, брат святых Бориса и Глеба, ­ Давыд этот ни к кому не имел вражды. Когда кто рать на него воздвигал, он рать ту покорностью усмирял», «никого не обижал и зла не творил», ­ так описывается князь в «Слове о князьях» 12 века.

«Братья, видя его беззлобие, слушались его, как отца, и покорялись ему, как господину своему. В великой тишине княжил он», ­ утверждает летописец. Но и такой средневековый пацифист, как князь Давид, едва не был втянут в междоусобную распрю. В 1096 году его брат Олег захватил ростовскую землю, посадил в города своих посадников и начал собирать дань. Специалисты склонны считать, что именно в этот период и пришла в Усть­Шексну грамота от князя Давида.

Среди редких вислых печатей 12 века две принадлежали владычным наместникам Новгородской епархии. Обе они отмечены изображением Богоматери Знамение в Софийском соборе ­ главной святыней Новгородской епископии ­ на одной стороне, и процветшим крестом (главным символом христианства) ­ на обратной. Печатью владычного наместника в обязательном порядке скреплялись различные поземельные акты и завещания.

Еще одна любопытная находка ­ вислая печать аж византийского происхождения. Она также датирована 12 веком, на ней изображен шестиконечный крест и надпись, которую пока что не удалось расшифровать. Еще раз подобная находка радовала археологов лишь однажды в г. Бело­озеро, что на другом конце Шекснинского пути. Сам факт того, что кому-­то в Усть­-Шексну была адресована грамота одного из греческих епископов, свидетельствует о важном статусе верхневолжского поселения.

Впереди у Рыбинской археологической экспедиции новый сезон и новые открытия. Кто знает, какие тайны истории до поры до времени еще запечатаны под землей?

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме