Осень можно назвать временем подведения итогов. Разных, хороших и плохих. В том числе отношения людей к своему родному городу.
Именно сейчас природа обнажает нелицеприятную для глаза картину, то, во что превратили город наши сограждане за летний сезон. Под кустами, среди деревьев обнаруживаются залежи изодранных матрасов и диванов, свалки из старой мебели, телевизоров, рам и дверей. Зрелище, нужно отметить, впечатляющее, не для слабонервных.
Вопрос здесь напрашивается один: кто за этот бардак должен отвечать? Дворники, управляющие компании? Или те, кто проходит каждый день мимо, добавляя порой к разбросанному барахлу свое, что называется, до кучи? Да нет, виноватые здесь все-таки мы с вами. Мы, промолчавшие, когда видели, что мусор вовремя не убирается с контейнерной площадки. Мы, промолчавшие, когда видели, как все это тащится в кусты.
Масштабы потребительского отношения к своему городу зашкаливают за все разумные пределы. Как остановить эту расползающуюся мусорную гидру?
Может, пришло время, выражаясь словами Никиты Михалкова, «ткнуть самих себя, как щенка, в собственные испражнения. Чтобы мы очнулись и осознали: никто за нас это не уберет. Чтобы мы поняли: этот смердящий запах порождает вокруг России презрение к нам, недоверие, нелюбовь».
Тему благоустройства городских территорий мы поднимаем на своих страницах регулярно. Субботники, мобильные бригады лишь ненадолго сдерживают мусорный вал, который, глядишь, скоро захлестнет все улицы и дворы. Фактически шаг в сторону от центра и оказываешься в мусорной клоаке. Уже нет возможности закрывать глаза на происходящее, требуются кардинальные перемены в этой сфере жизни.
Свое видение ситуации есть и у городских властей. Об этом наш разговор с главой города Юрием Ласточкиным.
— Юрий Васильевич, насколько нам известно, вы регулярно участвуете в выездах в разные районы города вместе с коммунальными службами. В их ходе постоянно выявляются новые очаги мусорных свалок. Почему вы лично контролируете этот вопрос?
— Мусор, грязь, свалки, благоустройство, контейнерные площадки — это часть нашей жизни. Наверное, не главная, но она формирует среду, в которой мы находимся, живем, воспитываем детей. Сегодня количество людей, ведущих себя неадекватно по отношению к городу, к окружающим, довольно большое. И они ничего зазорного в этом не видят. В то же время за этим стоит огромный труд тех, кто должен вычистить весь город, убрать мусор. Это и управляющие компании, и предприятия, занимающиеся вывозом и утилизацией мусора, службы, убирающие несанкционированные свалки. Тратятся огромные ресурсы, которые могли пойти на более масштабные проекты.
Этот вопрос принципиален для города. У нас много разных проблем, но проблема опрятности и чистоты дворов и улиц — первоочередная. Это то же самое, как человек одет. Можно иметь недорогой костюм, но чистый и выглаженный. Это лучше, чем он будет дорогой, но рваный и грязный. Так же и с городом. Благоустройство, озеленение, уборка — это часть среды, где мы все вместе живем. Понятно, что раньше было проще — не было такого количества тары, одноразовой упаковки. Мы прекрасно помним, как сдавали молочные бутылки, макулатуру. Никому в голову не приходило выкидывать пакеты с мусором из окон квартир. Фактически таких людей можно сразу зачислять в категорию скотов. Потому что они не уважают ни соседей, ни тех, кто потом за ними убирают. Это что? Трудно дойти до мусоропровода, контейнерной площадки? Ты выкинул, но ты же здесь живешь! Это же ни кто-то посторонний приехал! Невозможно такое терпеть. Нельзя рассчитывать, что если люди живут по подобным принципам и их никто не останавливает, то в городе может что-то нормальное получиться. Мы должны этому противостоять.
— Каким путем?
— Есть управляющие компании, есть старшие по домам… Эти свалки мусора находятся рядом с детскими садами, школами, общественными зданиями, в шаге от места проживания людей. Горожане ходят мимо, терпят, свыкаются. А по сути дела это — жизнь на помойке… Что творится на улице Вихарева? На Скомороховой горе вдоль железной дороги? В гаражных кооперативах. Залежи мусора. Люди не хотят его вывозить, думая, что кто-то должен сделать это за них, бесплатно. Но чудес не бывает. Если ты состоишь в гаражном кооперативе — пожалуйста, плати и вывози мусор. Занимаешься шиномонтажом — прекрасно, но убирай за собой шины. Торгуешь — вывози тару, которая остается. Но большинство этого не делает. Наша задача, во-первых, изменить общественное мнение, чтобы люди относились к таким фактам нетерпимо. Во-вторых, обеспечить это законодательными и прочими мерами, ужесточить ситуацию.
Понятно, что за один день положение не изменить. Но надо работать, нельзя отступать, нельзя сдаваться. Нужно менять очень многое — и систему, и законы, и уборку, и общественное мнение, и воспитание людей.
Принцип реагирования должен быть. Если ты руководишь управляющей компанией, занимаешься вывозом мусора, то не имеешь права оставлять после себя грязные контейнерные площадки. Начинаются разговоры — вот нам мало платят. Если так, то отказывайтесь от этого бизнеса. Будем искать варианты, как сделать, чтобы найти тех, кто умеет работать. Мы не можем допустить, чтобы город захлебывался в отбросах. Мы не можем допустить, чтобы тратились миллионы бюджетных средств на уборку мусора за коммерческими предприятиями. Убирать за собой — это часть себестоимости бизнеса.
Возьмем фирмы, которые занимаются установкой пластиковых окон. Старые рамы просто выставляются к мусорным контейнерам, стекла бьются. Рядом ходят дети. Недалеко до беды. Почему нельзя в стоимость установки новых окон заложить вывоз старых рам? В принципе, их тоже можно использовать, стекла вынуть, остальное пустить на дрова. Но этим же кто-то должен заниматься. При нынешнем подходе все это порождает абсолютно неадекватную среду.
— Юрий Васильевич, но ведь проблема во многом и в менталитете самого населения, в отношении рыбинцев к своему родному городу?
— Да, безусловно. Мы вкладываем деньги в благоустройство дворов, междворовых территорий, приводим в порядок контейнерные площадки, делаем цивилизованной систему уборки мусора, озеленяем город, но, тем не менее, не чувствуем активной поддержки части населения. Ненормальное, не соответствующее человеческим нормам поведение некоторых граждан сводит все эти усилия на нет. Невозможно каждое утро начинать со спецуборки города. У людей должны быть все-таки основы морали, не позволяющие выбрасывать мусор из окон, нести его в кусты.
Что происходит в частном секторе? У нас сегодня из 12 тысяч домовладений только порядка 12% заключили договоры. 88% просто вываливают мусор, где придется. Типичная ситуация — одна улица платит за вывоз мусора, три другие не платят, а отходы несут в чужие контейнеры или сваливают прямо за собственный забор. Вот пример. На одном конце улицы Костромской стоит бункер, который мы вывозим два-три раза в неделю, а на другом — такая свалка, что впору за голову хвататься. Мусор оттуда не вывозят — нет договоров.
Если люди не понимают по-хорошему, нам ничего не остается, как занять жесткую позицию: ни газификации, ни благоустройства улиц, где нет договоров на вывоз мусора, проводиться не будет.
Такая ситуация не только у нас. По дороге Охотино-Рыбинск продвигаешься, как по свалке. На других направлениях положение не лучше. Люди едут с дач и выкидывают мусор прямо на обочины.
Нам необходимо провести реорганизацию въезда в город, установить контейнерные площадки в дачных поселках, в местах отдыха. Иначе мы просто захлебнемся в отходах. Мусор копится по две-три недели, потом начинается гниение, тление, вонь невозможная. Есть такая поговорка «Человек — не свинья, привыкает ко всему». Но это же не нормально. С этим невозможно смириться. Это признак нецивилизованности дикой страны.
— Что делать в такой ситуации?
— Нетерпимость может проявляться по-разному. Например, кто-то регулярно выкидывает мусор из окна. Но он ведь не один в квартире живет, да и соседи чаще всего знают, кто это делает. Если не можете сами остановить такого человека, то привлекайте участкового, старшего по дому. Люди не должны жить с ощущением вседозволенности. Или, например, во дворе дома на улице Плеханова около контейнера табличка «Не ставьте машину около помойки». Представляете, люди просто оставляют свои автомобили фактически на контейнерной площадке, абсолютно не думая, как будет вывозиться мусор, что будет с их машиной. А потом мы хотим каких-то инвестиций, новаций, какой-то нормальной жизни, культуры. Естественно, ничего этого не будет. Ничего.
Все большое складывается из малого. И пока мы не наведем порядок, мечтать об успешном городе, о городе, который быстро развивается, в который приходят инвестиции, в который возвращаются люди, нельзя.
У нас в Рыбинске ситуация типичная. Большинство городов имеют такую же проблему. Мы можем очень сильно выиграть, если ее сообща решим — и власть, и гражданское общество, управляющие компании, все, кто связан и не связан с уборкой мусора. Любой уважающий себя завод, любая компания должны поддерживать свою территорию в порядке. Сегодня есть огромное количество различных технологий — как убирать, как утилизировать.
Надо жестко менять систему уборки мусора. Потому что если люди не могут убирать, то не надо этим и заниматься. Не можешь — уйди, на твое место придут другие. Если не можешь содержать в порядке свою контейнерную площадку, отдай ее другому. Люди зря надеются, что этот беспредел продлится и дальше. Терпеть это мы не будем.