новости 30 июля 2014 10:41

Вроде не бездельники — и могли бы жить

Рыбинский краевед и этнограф Евгений Балагуров на протяжении шести лет добивается от районных, региональных и федеральных чиновников сохранить культурное наследие сицкарей — самобытного этноса в селениях на берегах Сити в Ярославском крае. Менее чем за столетие утрачены «язык» и фольклор народа, появившегося здесь задолго до Батыева нашествия, но еще можно сберечь творения деревянного зодчества плотников-сицкарей.

04_Исследователи наследия сицкарейПропадает целый свет — никому и дела нет

В середине июля Евгений Балагуров вернулся из очередной этнографической экспедиции на Сить. Как всегда, её костяк составили дотошные исследователи, которые легки на подъем и которым всё интересно — ребята из Рыбинского центра детского и юношеского туризма и экскурсий. На сей раз не только им и нескольким студентам дым костра создавал уют, но также и девице-красавице из Англии. Правда, я бы не стал называть Алису Матюнину англичанкой, поскольку ее родовые корни — из ярославской земли. Вот ее родители и решили, что будет правильно, если дочь в каникулы съездит в Россию и попытается разгадать тайну загадочной русской души. А русичи-сицкари такую загадку загадали!
В середине XIX века, описывая свой приход в Покровско-Ситской волости, о сицкарях поведал священник А. Преображенский. Он подметил, что даже на фоне работящего ярославского мужика сицкари отличались усердием и трудолюбием, презирали тунеядцев.
DSC02110_Рыбинский краевед Евгений БалагуровСто с лишним лет назад тайну сицкарей попытался раскрыть исследователь старины, представитель благородного дворянского рода Семён Мусин-Пушкин. В «Очерках Мологского уезда», опубликованных в 1902 году, он написал, что даже говор у сицкарей особенный. Вроде и по-русски они говорили, а не совсем понятно для прочих, кого сицкари называли «хомунами». «Насы сыцкари зивут на сторонке» — так говорят сицкари в романе писателя Василия Яна «Батый». В 1930 году автор исторических романов Василий Янчевецкий (известен под псевдонимом Ян) провел на Сити три месяца. Он записал специфический местный диалект, для которого наряду с оканьем характерны цоканье и дзеньканье. И языковая особенность: замена Д на ДЗ (дзеревня), Т на Ц (Сцепан), неразличение Ц и Ч.
Минуло восемьдесят лет, прежде чем на сицкарей — жителей порядка 50 деревень и сел вдоль берегов Сити — исследователи вновь обратили взор.
В июне 2008 года здесь работала комплексная экспедиция с участием специалистов Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, преподавателей и студентов Ярославского государственного университета им.  Демидова и Ярославского государственного педагогического университета им. Ушинского. В течение недели были проведены археологические и этнографические исследования, изучались особенности быта и фольклор местных жителей. Итоги экспедиции были обобщены на заседании круглого стола, который состоялся в Ярославском музее-заповеднике в ноябре 2008 года. Пришлось констатировать, что сицкий диалект уже исчез. Предания, связанные с историей края, с его мифологией, утрачены. А за последние двадцать лет экономических преобразований произошло стремительное запустение на сицкой сторонке, а это территория нынешнего Покровского сельского поселения с центром в селе Сить-Покровское. Сегодня пустуют не только дома, но и целые деревни сицкарей — Гаврильцево, Змазнево, Городище…
10_Наследие сицкарей - ажурная домовая резьба— Целый народ потеряли в Центре России — и никому до этого дела нет, — удивляется и сокрушается Евгений Балагуров.
Он не требует чего-то невозможного. Он хочет, чтобы собранный в ходе экспедиций документальный и фотоматериал нашел воплощение в сборниках и фотоальбомах.
А главное, чтобы появился музей под открытым небом — социокультурный комплекс сицкарей в деревне Игнатово Брейтовского района — географическом центре сицкарей.

Рецепт от беспамятства

Деревня Игнатово для создания этнографической усадьбы выбрана не случайно. Это типичная деревня сицкарей, где избы — воплощение мастерства уникальных плотников. В Игнатове живут Карповы — дачники из Питера, которые душой прикипели к сицкой земле и всемерно поддерживают старания Евгения Балагурова. Более того, Евгений Петрович имеет договоренность с плотником-сицкарем, который готов оказать помощь в изготовлении наличников с ажурной деревянной резьбой и восстановлении фрагментов строений сицкого типа, которые, по разумению Евгения Балагурова, нужно перемещать в Игнатово для создания социокультурного комплекса.
01_СицкариВ стремлении сохранить культурное наследие сицкарей он обратился в Госдуму России. Оттуда последовал запрос в Минкультуры России: «Департамент культурного наследия Минкультуры России выражает готовность оказать Департаменту культуры Ярославской области необходимую научно-методическую помощь в случае принятия решения о создании музея, а также рассмотреть возможность финансирования мероприятий в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России. 2012 — 2018 гг.»
Но чтобы принять участие в этой программе, нужно софинансирование со стороны правительства Ярославской области. Пока такой возможности нет.
Однако Евгений Балагуров не опускает руки. Его усилия не пропали даром. Под будущий этнографический центр в деревне Игнатово выделен краеведам добротный каменный дом. Теперь Евгений Балагуров с юными краеведами может проводить исследовательскую работу на Сити не только летом, но и круглый год.

Фото из архива Евгения Балагурова

Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН:
«Следует приветствовать ту исследовательскую работу, которая ведется краеведческим объединением Рыбинского центра детского и юношеского туризма и экскурсий под руководством ярославского краеведа, искусствоведа Евгения Балагурова. Мы знаем, что каждый год проводятся экспедиции по ситским деревням, написаны десятки работ. За изучение сицкарей воспитанница краеведческого центра Елена Павлова номинирована на Президентский грант.
Институт этнологии и антропологии РАН выступает в поддержку инициатив местных энтузиастов, занимающихся изучением и сохранением прошлого своего края. Как ценные этнографические объекты могут быть восстановлены деревянный дом талантливого резчика, освоившего искусство плотников-сицкарей, Федора Тимофеевича Кудрявцева в деревне Рысье. Пожарная каланча в деревне Копань — уникальный памятник деревянного зодчества и другие. Особый интерес представляет пропильная (ажурная) домовая резьба. Желательно провести фотографирование и музеефицирование отдельных фрагментов. Создание этнографического центра на базе поселений по реке Сить заключает в себе огромный образовательно-воспитательный потенциал.
Институт этнологии и антропологии РАН готов оказать консультативную помощь в реализации данного проекта. В архиве нашего института хранятся материалы Верхневолжской экспедиции по Ярославщине в 1920-е годы под руководством Д.А. Золотарева. Они могут быть использованы в работе по созданию музея».

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Роман 20:20 | 6 марта 2015
сергей 23:49 | 10 октября 2022

Пора,давно пора от слов перейти к делу и оказать помощь энтузиастам.таким как Е.Балагуров всяческую помощь ,в том числе и финансовую, в сохранении культурного наследия этого маленького этноса-трудолюбивого, мастерового ,самобытного .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме