Центр лыжного спорта «Дёмино» долгое время был символом спортивной жизни Рыбинска и имиджевым проектом, призванным привлекать внимание к нашему городу. А вслед за вниманием, как известно, идут инвестиции, туризм, строительство и прочие мероприятия, которые должны оживлять социально-экономические тренды.
Впрочем, социальная нагрузка «Дёмино» распространялась не только на Рыбинск. Временно отстраненный от должности глава Юрий Ласточкин считал этот объект важным и нужным всей Ярославской области. Именно поэтому финансирование спортивных мероприятий происходило при участии как городского бюджета, так и казны региона.
Но даже интерес власти не спасает коммерческое предприятие от сложностей. И некоторое время назад проблемы «Дёмино» стали публичными. Судебные приставы наложили арест на часть имущества за накопившиеся долги по заработной плате, налогам и прочим долговым обязательствам. Слухи о скорой кончине лыжного центра начали интенсивно распространяться. Однако в апреле в «Дёмино» сменилось руководство, а в июне стало известно, что этап Кубка мира по лыжным гонкам возвращается в Рыбинск.
Как предприятие решает проблемы? Какие меры принимает для восстановления пошатнувшегося имиджа? Наши вопросы — к директору ЦЛС «Дёмино» Алексею Старкову.
— Алексей Николаевич, вы пришли в «Дёмино» с должности коммерческого директора ОАО «Русская механика», когда ситуация вокруг центра обострилась. Как вы не побоялись принять это решение?
— Проект лыжного центра никогда не казался простым. А в ситуации, когда давление усилилось и положение стало кризисным, для меня как менеджера это стало профессиональным вызовом.
— С чего вы начали работу?
— С кадрового аудита. Абсолютно согласен с тезисом — кадры решают все. А в бизнесе, который занят сервисом, именно кадровая политика является решающей. Продукт, который мы производим, — это услуга. Она начинается с того, как поговорили с гостем по телефону, улыбнулись ли при встрече, какую создали атмосферу — домашнюю доброжелательную или чужую равнодушную.
— Вам пришлось увольнять работников?
— Да, пришлось принимать и жесткие решения. Но процесс формирования штата еще не закончился. Мы подбираем людей, которые могут загореться идеями, ответственно отнестись к работе. При этом основной критерий — профессионализм.
— Какую задачу вы ставите для себя, формируя штат?
— Компания, несмотря на кажущуюся легкость, которая связана с понятием отдыха и развлечений, должна быть хорошо слажена изнутри. Ничего лишнего, любое действие должно быть эффективно. Мы не можем позволить себе напрасно тратить время и деньги — ни в закупках, ни в распределении функций. Я называю это поджарой компанией. Как волк, которого кормят ноги.
— Вас коснулась проблема нехватки квалифицированных кадров?
— В полной мере. Мы ищем сотрудников по всей Ярославской области. Для тех, в ком заинтересованы, мы готовы предоставить дополнительные преференции. Но и требования у нас жесткие. Профессионализм, способность к обучению, ответственность не только за свою работу, но и за весь коллектив. Бизнес — это командная игра. Определенные трудности добавляет отсутствие у компании репутации добросовестного работодателя — сказываются задержки выплаты зарплаты, которые периодически случались в последние годы. Но есть люди, которых проблемы не пугают. Они зажигаются от постановки трудных задач. А при наличии хороших перспектив, уверен, что в конце концов мы сформируем штат профессиональных сотрудников.
— Вы сказали — компания должна быть поджарой. Значит ли это, что увеличится нагрузка на каждого работника?
— Мы ставим другую задачу — увеличить эффективность каждого сотрудника. Для этого нужен системный подход во всем, и в том числе в оценке работы. Мы вводим ключевые показатели эффективности (KPI) — индикаторы успеха работника и подразделений. В системе показателей легко ориентироваться не только руководителю. Сотрудники могут самостоятельно определить степень своей эффективности, увидеть реальный вклад в общее дело коллеги. Это повышает самооценку, дисциплинирует, стимулирует. Да, не каждый соглашается с новшествами, тогда мы с человеком расстаемся. Моя задача — создать команду контрибьюторов, когда каждый на своем месте вносит свой вклад в развитие проекта.
— Ваша система приносит результаты?
— О подведении итогов говорить рано — прошло всего четыре месяца.
— А вы можете проанализировать ошибки управления, которые привели «Дёмино» к долгам?
— Каждый может допустить ошибку, включая меня. Могу сказать о проблемах. Основная, пожалуй, это отсутствие той самой «поджарости» компании. Когда вы говорите о спортивных соревнованиях, вы имеете в виду их статус, массовость, красоту. А организатор обязан оценивать их с точки зрения экономики. Если на выходе соревнований компания получает отрицательный финансовый результат, вне зависимости от масштаба соревнований она оказывается в убытке. И с каждым «минусом» проблема углубляется. Несколько таких мероприятий — и вопрос долгов становится понятен.
— А может ли быть положительный результат от проведения спортивных соревнований?
— Может. Но на большую прибыль рассчитывать не стоит. Например, смета на проведение этапа Кубка мира по лыжным гонкам, который состоится в «Дёмино» в 2015 году, уже утверждена. Это бюджетные средства Рыбинска и Ярославской области. Смета экономна, в ней просчитано все до копейки. Если мы проведем все «поджаро», будем бороться за каждый рубль в переговорах о закупках, то выйдем в ноль или небольшой плюс. Если позволим расслабиться на любом этапе, окажемся в минусе.
— Что для «Дёмино» является экономической основой — организация спортивных соревнований или сфера отдыха и развлечений?
— Стабильный доход — это сервис. Бизнес «Дёмино» разделен на направления: общественное питание — ресторан «Пристань» и кафе «Чемпион», проживание — гостиница и коттеджный поселок, прокат — спортинвентарь и спортплощадки. Здесь мы развиваем маржинальный подход. Каждая услуга, которую мы произвели, должна приносить положительный финансовый результат. Если мы тщательно не следим за расходами, то получим убыток. Значит, у нас велик штат персонала, невыверенные закупки или демпинговые цены. Сейчас мы налаживаем учет всех расходов в привязке к конкретной услуге. В маржинальной системе учета можно увидеть не общий объем проблем, а ошибку каждого сотрудника. Тогда либо человек учится на этих ошибках и мы видим динамику, либо его надо увольнять. И тут рука не дрогнет. А соревнования — это коммерческий риск, который зависит от статуса, количества спортсменов, величины стартовых взносов, наличия или отсутствия спонсоров. Но мы ставим задачу организации спортивных и культурных мероприятий, потому что, помимо рисков, это серьезная имиджевая реклама компании.
— Сегодня конкуренция в сфере отдыха высокая. Чем «Дёмино» привлекает клиентов?
— Мы оптимизируем цены на наши услуги — не демпингуем, а снижаем затраты. Но в первую очередь стараемся привлечь посетителей качеством услуг и широким ассортиментом. Помимо работы с персоналом, мы намерены восстанавливать инфраструктуру центра. Начали с ресторана «Пристань» — визитной карточки «Дёмино». Впервые за много лет здесь поменяли меню, сменили практически весь персонал — от управляющего и шеф-повара до работников кухни. Качество блюд вернулось на высокий уровень того времени, когда ресторан только был открыт. Здесь каждую неделю проводятся торжественные мероприятия, тематические вечеринки. Следующий шаг — модернизация коттеджного поселка. Это косметические ремонты, установка кондиционеров, благоустройство.
— За счет каких средств проводите модернизацию?
— В условиях убыточности разговор об инвестициях всегда сложный. У нас нет финансовых запасов, но есть дружественный банк, с которым мы сегодня прорабатываем возможность финансирования конкретных работ.
— Сферу развлечений развивать планируете?
— Да, но здесь большое внимание должно уделяться мелочам, из которых складывается впечатление посетителей о нашем центре. Например, каток в «Дёмино» — лучший в Рыбинске. Но прокат коньков расположен в некотором отдалении от него. Мы намерены к будущему сезону организовать прокат и теплую раздевалку рядом с катком. Такие мелкие удобства создают общее благоприятное впечатление, демонстрируют наличие здравой мысли — она сегодня есть, но ее явно не хватает. Над этим и работаем.
— Существуют ли стратегические планы?
— Да. Например, организовать в «Дёмино» горнолыжный спуск. Об этом пока мечтаем, хотя топологическая и техническая проработки уже есть. А вот биатлонное стрельбище — вполне конкретный проект. В 2015 году его реализация планируется за счет федеральной программы.
— Насколько могут помешать планам действия судебных приставов по аресту имущества?
— Конечно, мы понимаем, что претензии кредиторов обоснованы, а действия приставов объективны. Но это ощутимый удар, ежедневный стресс для всего коллектива. Продажа имущества, в котором «Дёмино» заинтересовано, для нас неприемлема. Сегодня мы ведем переговоры с кредиторами о реструктуризации долгов, надеюсь, в течение нескольких месяцев примем решение, которое устроит все заинтересованные стороны.
— Каковы источники для возврата долговых обязательств?
— Тактика проста: «Дёмино» должно покрывать свои текущие расходы. Сегодня это уже получается. Естественно, заработанных средств недостаточно для быстрого расчета с кредиторами. Речь идет о реструктуризации долгов на несколько лет.
— Сказался ли на бизнесе центра арест главы Рыбинска Юрия Ласточкина?
— Конечно, если руководитель города так бережно относился к лыжному спорту и к центру «Дёмино», он задавал тон для всех тех, от кого зависит принятие решений. Мне кажется, существовала некая моральная защита, считалось, что «Дёмино» — это не рыбинский проект, это проект Ярославской области с федеральным значением. В конце концов, помощь власти — это не деньги, а в первую очередь публичное отношение. Этого уже достаточно, чтобы предприятие чувствовало себя уверенно. Сегодня мы в некоторой степени потеряли эту защиту, остались с учредителями наедине с проблемами, которые копились несколько лет.
— Вам не кажется, что на вас оказывают давление с конкретной целью — закрыть объект?
— Нет, думаю, поводы для давления объективные. И я не могу сказать, что от «Дёмино» отвернулись. Этап Кубка мира — это совместный проект администрации Рыбинска, правительства Ярославской области, самого «Дёмино», Российской и Международной федераций лыжного спорта. В июне решение о проведении деминского этапа было принято окончательно, а на днях нас посетила комиссия FIS, которая дала рекомендации о подготовке центра к соревнованиям.
— А перерыв в проведении этапа связан не с репутационными потерями?
— Нет, конечно. Новые олимпийские объекты требуют проверки, это общемировая практика, когда накануне Олимпиады там тренируются спортсмены и проводятся соревнования. Возврат деминского этапа Кубка мира в Рыбинск был прогнозируемым. Лыжная трасса к соревнованиям, которые состоятся в январе 2015 года, готова. Рекомендации FIS связаны с изменениями в требованиях, которые были приняты недавно. Например, нам нужно организовать крытую зону отдыха для участников соревнований, обеспечить запас снега и соли. Не изменились требования к организации телевизионной трансляции, но тут уж мы сами хотим перемен. Для более зрелищного освещения мероприятия мы привлекли лучшего в мире режиссера по показу на телевидении соревнований по лыжным гонкам финна Тапани Парма, который работал в Сочи на Олимпиаде. И теперь всю красоту лыжных гонок увидят не только 25-30 тысяч гостей «Дёмино», но и миллионы телезрителей во всем мире.
— Имиджевый проект?
— Имидж, который идет в ногу с экономикой. Причем не только для «Дёмино», но и для Рыбинска.
— Ну и последний вопрос: как вы оцениваете сегодняшний день в «Дёмино»?
— Вот именно сейчас, пока мы с вами разговариваем, в «Дёмино» тренируются спортсмены разных спортивных школ. В ресторане «Пристань» проходит свадьба, а накануне в ротонде была регистрация брака. В коттеджах отдыхают гости из Москвы и Ярославля. Полным ходом идет подготовка к веломарафону, который состоится 24 августа. Все нормально. Все как и должно быть в Центре спорта и отдыха в жаркий летний день.