Мнение 18 сентября 2014 18:50

Мой ребенок пошел учиться

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе. Советует психолог Радмила Еременко

Современная социальная среда бросает вызов первокласснику, попадающему в новый для него образовательный процесс. И как в нем выжить, научившись правилам поведения вполне взрослой жизни, и, если не полюбить науки, то по крайней мере, понять суть происходящих вещей?

Психологический центр «Жизнь-плюс» помогает семьям первоклассников адаптировать детей к школьным требованиям. Рассказывает  психолог центра Радмила Еременко.

— С началом учебного года семьи, где есть первоклашка, волнует вопрос: как помочь ребенку  привыкнуть к школе?

— Адаптация ребенка к школе имеет несколько этапов: первый — две, максимум три недели, когда ему предъявляются другие дисциплинарные требования, чем в детском садике или семье, появляется много новых «нельзя», «надо», «правильно», «неправильно», с которыми он раньше не встречался. Второй период длится два­-три месяца. Считается, что 80% детей за это время должны успешно адаптироваться, но есть те, которым сложно входить в новую среду, эти ребята привыкают к новому коллективу до полугода, что считается нормой.

Но речь не только о том, что ребенок идет в школу. Правильнее говорить, что семья идет в школу. Подготовка к ней начинается с 4-5 лет. Если ребенок приучен к режиму дня, например, умеет ограничивать свои потребности, выполнять такие нехитрые требования, как «нельзя» и «можно», то это во многом облегчит привыкание к школьной среде.

Готовя ребенка к учебе, необходимо, чтобы родители перестроились в первую очередь: от вольной жизни вместе с будущим школьником вошли в организованное русло. К примеру, нужно помочь отцу и матери и в домашних делах, и в подготовке уроков — требуется распределение ролей, а если этого не происходит, то все начинают нервничать, переживать. Это первый и самый важный момент, который влияет на адаптацию первоклассника. Готова ли сама семья изменить свой привычный уклад, и готовит ли она ребенка к школе заранее?

— Бытует мнение, что в престижной школе, где требования и ожидания к ребенку могут быть выше, влиться в коллектив и привыкнуть к учителю бывает сложнее.

— Я бы не сравнивала престижные и непрестижные школы, поскольку элемент престижа больше существует в нашем восприятии. Адаптация ребенка не зависит от ориентации школы на углубленное изучение английского языка или на математический уклон. А насколько ребенок соответствует системе требований той школы, куда он попадает, вот это важно.

И еще очень многое зависит от первого учителя, от того, как он себя ведет по отношению к ребенку. Грамотные педагоги работают и в сельских школах, и среди молодых есть достаточно сильные специалисты. Но сложности встречаются везде. Все дети разные. Выбор школы зачастую определяется родительскими амбициями, соответственно, теми ожиданиями, которые они предъявляют ребенку.

— Это может оказаться для первоклассника затруднительным?

— Да, потому что ребенок слышит: ты должен соответствовать, ты идешь в эту школу, ты представляешь семью, и ты должен «гордо нести флаг своей семьи».

А если у ребенка что-­то не получается? Тогда он чувствует себя неудачником, не таким, каким его хотели видеть родители. Он испытывает стресс и тревогу, в результате падает самооценка. Следствие — дезадаптивное поведение: не нравится учитель, ребята, в школе неинтересно, помните, как в том анекдоте «В школу-­то отправили, но забыли сказать, что на 11 лет каторга».

— В каких ситуациях родитель должен забеспокоиться, наблюдая за ребенком?

— В школе первоклассник испытывает большую нагрузку, и весь вопрос в том, справляется он с ней или нет. В случае неустойчивого типа нервной системы ребенок быстро утомляется, капризничает. В первые две недели ему может нравится все, он пребывает в эйфории.

Ребенок взахлеб общается — такая активность может показаться родителям отклонением от нормы, но беспокойства напрасны. Плохо, если он не делится своими впечатлениями, либо замыкается в себе, либо плачет, отказывается идти в школу, раздражается, быстро устает, становится сонливым. Дети младшего школьного возраста — существа активные и открытые в общении, поэтому для родителей это повод насторожиться. Важно, чтобы дети говорили о том, что переживают — это хороший знак. Ненормально, когда они замыкаются в себе.

— Что тогда должен предпринять родитель?

— Можно выделить две основные ошибки взрослого: переубеждение ребенка и абсолютная вера в его слова. «Все хорошо, ты не прав, не пори ерунду, у тебя все получится», — говорит родитель, допуская первую ошибку.
А вместо этого надо принять состояние ребенка таким, какое оно есть, и показать, что его понимают и слышат: «Давай называть чувства, ты обижен, тебе страшно, ты испытываешь вину».

И, говоря о второй ошибке, нельзя предпринимать срочные действия: выяснять отношения с учителем или с обидчиком, защищая свое любимое чадо. Вначале взрослому достаточно принять состояние ребенка и сопережить вместе с ним его школьные драмы, не критикуя и не переубеждая. Он поймет, что родители его любят и принимают.

Шаг второй — разобраться в причине неудачи. Дома ребенка любили все, а в школе его не готовы принимать как самого умного, соответственно, ребята в этой школе становятся для него плохими. Учитель вместо того, чтобы спросить, сказала: «Сядь и ротик закрой» — плохой педагог. Ребенок перекладывает свои ожидания на ребят и взрослого в школе, и, если эти ожидания не реализуются, необходимо их корректировать, но это не может произойти одномоментно. Для родителей большой труд, чтобы проговорить ситуацию и понять ее.

Ребенок по-взрослому разговаривать не будет, надо переводить его проблему в русло игры и сказки, сказочных персонажей, которые переживают то же самое, что и он.

Вот  пример из практики: «Как ты думаешь, — спрашиваю я у первоклашки, — почему учительница­-сова так сказала зайчонку: «Зайка, сядь на место и не разговаривай»? Ребенок переносит свои переживания: «Потому что она злая». «Нет, она не злая, просто в школе есть правила, и когда лесной детеныш их нарушает, сова сердится. Давай-ка, вспомним, какие есть правила?»

Здесь мы попадаем в ту зону, где становится ясно, что у ребенка не сформированы представления о правилах, как должен вести себя ученик. Родителям советую переносить возникающую проблему в игровую плоскость. Был случай, когда мы с мамой мальчика, у которого не складывались отношения с ребятами в группе детского сада, придумали сказку про похождения его любимой игрушки, про маленький танк, изложив и разобрав существовавшую проблему.

Взрослому не стоит критично относиться к ребенку, не стоит сравнивать его с одноклассниками. Лучше пользоваться замещающими образами, тогда школьник безболезненно воспримет критику и воспользуется советами взрослого.

Не можете самостоятельно справиться с проблемой — следует обращаться к учителю. Но тогда родителю важно определиться, чьи он решает проблемы: свои или проблемы малыша. У взрослого могут быть завышены ожидания в отношении своего ребенка, поэтому он воспринимает педагога как врага, а нужно как помощника.

Учитель наблюдает ребенка в школе и может сообщить свое видение ситуации. Педагог — наш союзник. И если ребенок чувствует себя одиноким, то поможет именно учитель.

— Стоит ли ограничивать первоклассника в пользовании интернетом и в просмотрах телепередач?

— Мое мнение: от 7 до 9 лет ребенок может пользоваться компьютером 40 минут в день. Телевизор — друг и враг, ограничивать телевизионные просмотры нужно, потому что ребенок в этом возрасте самостоятельно пользоваться ими как инструментом для образования не умеет.

Его психика настолько пластична, что отсеять самостоятельно информацию он не может. Ребенок некритичен. Но чаще всего дело обстоит по-другому: ко мне приводят на консультацию трехгодовалых детей, которые по 40 минут сидят у компьютера, и как следствие — к пяти годам у них возникает устойчивая зависимость.

— Можно ли наказывать ребенка, запрещая компьютер?

— А вот наказывать запретом в пользовании компьютером я бы не стала. Здесь возникает элемент шантажа. Я тебя сильнее, поэтому запрещаю. Я — взрослый, и я прав. Мы чему этим учим ребенка? Он воспримет эту модель поведения и впоследствии скажет: «Теперь я — взрослый, и ты (родитель) ничего со мной сделать не можешь, поэтому я хлопну дверью и пойду. И где я буду гулять, не скажу».

Наказание трудом или лишением удовольствия без объяснения неконструктивно. Подтекст должен быть другим: я бы хотела тебе разрешить играть, но, к сожалению, я не могу этого сделать, потому что тогда мы не подготовимся к урокам, а у нас уже был печальный опыт.

Ты вчера просидел дольше и получил плохую оценку. Здесь уже не наказание, а констатация факта. Сначала чувства принимаем, а потом объясняем последствия поведения. Конечно, взрослый имеет право наказать, но он должен знать, что у младшего школьника произвольная регуляция поведения не сформирована.

Школа еще только учит прогнозировать собственное поведение и поведение других людей в отношении тебя. Ученик среднего звена уже меньше эгоист, и тогда наказание обоснованно.

— Как научить детей читать?

— Пусть каждый родитель задаст себе вопрос: а я люблю читать? У меня читающая семья. Для меня чтение было органично и естественно.

— А вот нечитающая семья, а ребенка научить надо…

— Возвращаемся к началу. Первоклассник идет в школу, и вся семья меняется, значит, теперь будем читать вместе. Ребенок нас учит: все, что мы упустили в своей жизни, восполним вместе с ним.

Мамы и папы учатся вместе с детьми разными способами. Можно ремнем и ограничением заставить ребенка сесть и складывать слова, но заставить полюбить этот процесс невозможно. Приведу пример со своим племянником. Его папа говорил: пока я грядку копаю, ты сидишь и читаешь. Племянник со слезами, но читал, видя это, я предложила: «Давай читать по ролям»! Сели на диванчик: «Ты — за кота, я — за Дядю Федора». Нам было интересно, а поскольку племянник читал тогда плохо, то тянулся за мной. «А давай еще раз».

Ему же очень хотелось, чтобы его роль была исполнена хорошо. Сейчас продвинутые дети читать не любят, а вот слушать книги им нравится. Особенно если в семье заведено читать книжки перед сном. Всем людям свойственно постоянство. Если в семье есть привычка обращаться к книге, то у ребенка она тоже сформируется, потому что любовь к книге идет из семьи. Есть дети, читающие самостоятельно, но это редкий случай.

— И про занятия ребенка во внеурочное время. Надо это в первом классе?

— Это очень индивидуально. На первом периоде адаптации (сентябрь — октябрь) я бы не стала советовать дополнительные занятия, потому что первое время самое сложное.

Лучше переждать и посмотреть: как ребенок справляется с нагрузкой. Детей с устойчивым типом нервной системы сразу видно: им свойственна длительная способность к активной деятельности.

Но если вхождение в школу для ребенка затруднительно: плохо встает, рано ложится спать (в этом возрасте ребенку положено 11 часов сна), какие уж тут могут быть секции.

Вообще, самый пик активной деятельности у первоклассника с 9 до 12 часов и с 15 до 18. В этот период и надо готовить уроки и активно заниматься.

Или, допустим, ребенок успевает качественно подготовить уроки, у него нет физиологических сбоев, то тогда участие в спортивных секциях приветствуется.

Но для младшего школьника важна не загруженность, а смена деятельности. Поучился, погулял, уроки сделал — можно пойти танцевать.

Есть другой нюанс: школа не нравится, зато в танцах хорошо. Тогда анализируем, почему получается в танцах, и не получается в учебе. Весь вопрос в подготовленности к школе и типе нервной системы.

Ребенок может быть не готов к тому маршруту образовательной программы, которую выбрал взрослый, например, человек с задержкой речевого развития попал в класс, занимающийся по системе Занкова, здесь нужно активно говорить.

Тогда, наверное, нужно наступить на горло собственным родительским амбициям ради ребенка. Иначе нарушаются личностные связи, а семья — это единый организм, и когда в ней не складываются отношения, ребенок может выдать динамику дезадаптации в школе.

Подготовка к школе — это системная семейная психология, любой результат ребенка берет начало в семье, и ему поможет сплоченная семья.

Маргарита Картамышева

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме